На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

В.С. Иващенко

преподаватель Московского института
энергобезопасности и энергосбережения
  • Энергобезопасность в документах и фактах №3, 2007

    Отчет о 9-й Всероссийской конференции "Техническое регулирование в электроэнергетике. Теория и практика сертификации электрической энергии и электроустановок зданий"

    Ставшие уже традиционными ежегодные встречи специалистов в гостиничном комплексе "Измайлово" с профессиональной точки зрения позволяют оценить проблемы нормативно-технической базы, обсудить накопившиеся правовые и экономические аспекты функционирования отрасли.

    В конференции принимали участие представители проектных и монтажных организаций, фирм-производителей приборов для проведения замеров в электроустановках; представители различных органов по сертификации электроизмерительных лабораторий, а также общественных организаций, образовательных учреждений и органов государственного надзора.

    С докладами выступили: С.В.Пугачев (Ростехрегулирование), В.И.Поливанов, А.В.Цапенко (Ростехнадзор), В.И.Энговатов (РОО "ТОЭ"), Г.Д.Дасько, Н.Н.Коноплев (ФГУП "ВНИИНМАШ"), В.С.Кармашев (ТК-30), А.А.Шалыгин (НОУ ВПО "МИЭЭ"), В.Н.Никифорова (УМЦ "ЛИНВИТ"), А.В.Кузилин (НИИ типологии и экспериментального проектирования ), В.В. Суднова, Р.Р.Хакимов (ООО "Тест-Электро"), Е.А.Щигирев (НПП "Электротехника"), А.Б.Добрынин (ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО"), И.С.Горбунов (АНО ЦС ТЭР),В.В.Сиротин (НП "Зеленоградская энергосберегающая компания"), В.В.Лесных (ООО "ЭТМ-Росэнергосистемы"), О.Г.Фадеев (НИЦ "САМТЭС"), Д.В.Трушкин (АНО "НОРМАТЕСТ"), В.С.Соколов (ООО "НПФ "Солис-С"), Л.Л.Хруслов (ООО "Магистр 3М"), А.Н.Елистратов (ООО "Фарада-тест"), Г.Н.Яковлев (АНО НИЦ "Центрэлектростандарт"), В.П.Шахин (ООО "Центрэлектростандарт"), Л.В.Походзей, Ю.П.Пальцев (ГУ НИИ медицины труда РАМН), Ю.Г.Рябов (НТЦ ИРС), С.Э.Билицкий (РОО "ТОЭ"), И.С.Пономаренко (ООО "Энергоконтроль").

    В ходе конференции большое внимание было уделено Федеральному закону "О техническом регулировании", а также вопросам сертификации электрической энергии и электроустановок зданий.

    Сертификация электроустановок

    Электроустановки каждого здания должны проверяться и испытываться во время ввода в эксплуатацию в соответствии с установленным порядком и действующими строительными нормами и правилами и другими нормативными документами, определяющими требования к безопасности электрических систем зданий. Госстрой России обращает внимание проектных, строительных, монтажных и пусконаладочных организаций, заказчиков и контролирующих органов на необходимость безусловного соблюдения требований электробезопасности при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

    В связи с реализацией в России большого количества энергоемкой бытовой аппаратуры, со строительством элитного жилья возросла электрическая нагрузка на квартиры. В то же время распались крупные электромонтажные организации, появилось много новых структур, не имеющих опыта работы и квалифицированных специалистов. Часто при проведении конкурсных торгов на проектные, монтажные, пусконаладочные работы оценки конкурсных заявок производяться с точки зрения единственного критерия - цены. В результате заказчик рискует заключить договор при несоответствии объемов необходимых к выполнению работ и существующих расценок. Эта разница зачастую компенсируется подрядчиком некачественным поставляемым оборудованием, использованием специалистов низкой квалификации и экономией на объеме необходимых приемо-сдаточных испытаний. Эти факторы также привели к ситуации частого игнорирования правил технологии электромонтажа, что резко ухудшило качество электромонтажных работ во вновь строящихся и реконструируемых жилых домах. По этой же причине возросло число бытового электротравматизма и пожаров. Сейчас от поражения электрическим током в электроустановках зданий в России ежегодно погибают тысячи людей. Статистика электротравматизма, основанная на сведениях Госкомстата, а также прогнозы ученых НИИЭМ Москвы подтверждают, что число погибших в результате поражения электрическим током с каждым годом увеличивается.

    В июне 1996 года Главгосэнергонадзором России совместно с Госстандартом России введена система сертификации электроустановок зданий. Она направлена на создание условий для обеспечения соответствия вводимых в эксплуатацию электроустановок зданий требованиям действующей нормативно-технической документации по безопасности и условиям их удовлетворительной работы при эксплуатации. При сертификации проверяется способность электроустановок обеспечить в течение всего срока эксплуатации безопасность для людей и их имущества во время пользования электроэнергией и удовлетворительную работу электроустановки.

    Опыт работы по сертификации электроустановок показал, что в сдаваемом в эксплуатацию новом доме до 90 процентов квартир смонтировано с грубейшими нарушениями, которые можно выявить только при помощи инструментальных замеров. Один из видов электромонтажного брака - ненормативное соединение электропроводов. В ходе эксплуатации по истечении какого-то времени из-за плохого электрического контакта провода нагреваются, что приводит к возникновению пожара.

    Другой вид брака - постоянные ошибки в разводе фазных, нулевых и защитных проводов. Неправильное подключение проводов приводит к электротравматизму жильцов, коротким замыканиям в сети и т.д. Этот вид брака определяется только 100-процентной "прозвонкой" (проверкой) электропроводки.

    Требование органа по сертификации электроустановок зданий, чтобы качество электромонтажных работ соответствовало нормативным документам, вызвало резкое противостояние строительных организаций. Пролоббированная строительными организациями отмена обязательной сертификации электроустановок зданий нарушает "Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)" - статья 7 Закона "О защите прав потребителей".

    Опыт проведения сертификации электроустановок зданий во многих регионах России получил положительные отзывы как со стороны административных органов, так и со стороны электромонтажных организаций, так как в ходе сертификации выявляются скрытые дефекты - потенциальные очаги электротравматизма и пожаров. В настоящее время сертификация электроустановок зданий является тем звеном в общей цепи организационных и технических мероприятий, с помощью которого можно решить проблему электробезопасности и создания условий удовлетворительной работы электроустановок в заданных условиях в течение срока эксплуатации.

    Для руководителей, игнорирующих нормы электробезопасности при вводе домов в эксплуатацию, это может обернуться большими неприятностями.

    Временная приостановка Госстандартом обязательной сертификации электроустановок зданий не отменяет обязательного соответствия этих электроустановок нормативным требованиям. При приемке зданий у строительных организаций в эксплуатацию органы Ростехнадзора требуют наличие протоколов испытаний, предусмотренных "Правилами устройства электроустановок" и действующими ГОСТами.

    В соответствии с Законом РФ "Об основах Федеральной жилищной политики", СНиП 2.08.01-89 и СНиП 2.08.2-89 был разработан перечень объектов, электроустановки которых подлежат обязательной сертификации в системе сертификации ГОСТ Р [1]:

    Первая очередь:

    - жилые дома (здания) всей этажности;

    - специализированные дома: общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов и ветеранов, квартиры, служебные, жилые помещения;

    - учреждения образования, воспитания и подготовки кадров (школы, школы-интернаты, колледжи, лицеи, техникумы, вузы, детские сады и ясли, детские оздоровительные лагеря и др.).

    Вторая очередь:

    - гостиницы, дома отдыха, пансионаты и турбазы;

    - лечебно-профилактические учреждения (поликлиники, клиники, медсанчасти, амбулатории, больницы, госпитали, родильные дома, травмопункты, санатории, профилактории и др.);

    - предприятия общественного питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты, бары, молокораздаточные пункты и др.);

    - предприятия бытового обслуживания (бани, сауны, прачечные, КБО, химчистки, парикмахерские, фотоателье, мастерские по ремонту, пошиву, общественные туалеты и др.);

    - предприятия торговли (универмаги, торговые центры, магазины, торговые киоски, крытые рынки и др.).

    Третья очередь:

    - учреждения финансирования, кредитования и страхования (банки, обменные пункты, казино, страховые компании и агентства, таможенные и налоговые службы и др.);

    - учреждения управления (административные учреждения, общественные организации, союзы, партии);

    - культурно-досуговые и спортивные учреждения (театры, кинотеатры, дворцы, клубы и Дома культуры, стадионы, бассейны и др.);

    - учреждения искусства (музеи, галереи и выставочные залы, библиотеки и др.);

    - здания для транспорта (вокзалы всех видов транспорта (кроме метро), транспортные агентства);

    - учреждения непроизводственных сфер деятельности (проектные, конструкторские и научные организации, архивы, гаражи личного транспорта и др.).

    В "Правилах устройства электроустановок" (ПУЭ) применение некоторых мер носит рекомендательный характер. И при проектировании электроустановок зданий указания рекомендательного характера, ведущие к удорожанию проекта, как правило, в проекты не закладываются. Сложившееся положение в области электробезопасности следует искать в существенном отличии требований ПУЭ от стандартов МЭК "Электроустановки зданий". При сравнении сопоставимых нормативов ПУЭ и стандартов МЭК можно сделать вывод о необходимости существования ужесточения требований электробезопасности. Очевидно, что пришло время, когда невозможно ждать переиздания ПУЭ с внесенными в него требованиями МЭК - стандартов серии ГОСТ Р 50571 "Электроустановки зданий". Проектным и заинтересованным организациям необходимо быть готовыми к тому, что эти требования скоро станут обязательными. В связи с отменой обязательной сертификации электроустановок зданий Ростехнадзор, руководствуясь требованиями электробезопасности, вправе принять решение о соблюдении требований стандартов ГОСТ Р, основанных на стандартах МЭК. Эти стандарты введены в действие постановлениями Госстандарта.

    Таким образом, обеспечение электробезопасности электроустановок зданий является социально значимой проблемой, определяющей качество жизни населения страны. Приостановление работ по проведению обязательной сертификации электроустановок является, конечно, нежелательным. Однако, с другой стороны, данное решение привело к стимулированию органов по сертификации и общественных организаций к разработке рыночных механизмов регулирования качества электромонтажных и проектных работ. В настоящее время Региональная общественная организация "Товарищество электротехников" действует исходя именно из подобных принципов, вовлекает в нее новых членов и развивает Систему добровольной сертификации "Симметрия" (аттестованы более 40 независимых испытательных лабораторий).

    Сертификация электрической энергии

    Электрическая энергия, поставляемая энергоснабжающими организациями - субъектами рынка абонентам (потребителям) по договорам энергоснабжения, выступает как товар, который при его использовании может быть опасным для жизни и здоровья потребителя и может причинить вред его имуществу и окружающей среде. Качество электрической энергии является необходимым условием безопасного применения электрооборудования. Ухудшение качества электрической энергии приводит к воздействию на технические средства, подключенные к электрической сети, низкочастотных кондуктивных электромагнитных помех, возникающих из-за отклонения напряжения, частоты и формы синусоидальности кривой напряжения в сети от установленных значений.

    Ответственность за соответствие качества электрической энергии, поставляемой потребителям, установленным требованиям несет энергоснабжающая организация (Гражданский кодекс Российской Федерации, часть II, статья 542, п. 1). Вместе с тем на качество электрической энергии в электрических сетях влияют режимы работы подключенных к ним технических средств потребителей.

    До недавнего времени со стороны энергоснабжающих организаций вопросам контроля и обеспечения качества электрической энергии достаточного внимания не уделялось. Причина - монополизм при поставках электрической энергии и отсутствие законодательной базы для эффективных механизмов применения санкций к энергоснабжающим организациям в случае поставки некачественной электроэнергии. В результате отечественные энергоснабжающие организации не имели, по существу, какой-либо мотивации к проведению работ по обеспечению качества поставляемой электрической энергии.

    Длительное время в стране отсутствовали средства измерений показателей качества электрической энергии, включенные в Государственный реестр средств измерений (такие средства появились лишь после 1996-1998 гг. [4]). Поэтому не было условий для проведения массовых испытаний электрической энергии по показателям, приведенным в ГОСТ 13109-97, на объектах энергоснабжающих организаций, без чего было невозможно территориальным органам Госстандарта и Минэнерго России эффективно осуществлять надзорно-контрольные функции, а потребителям реализовывать свое право на отказ от оплаты электрической энергии в случае нарушений со стороны энергоснабжающей организации.

    В этих условиях введение обязательной сертификации электрической энергии впервые побудило энергоснабжающие организации во всех регионах Российской Федерации организовывать и применять на постоянной основе эффективные меры по обеспечению требуемого качества электрической энергии при ее поставках потребителям. Высказываемое иногда мнение о том, что введение обязательной сертификации лишь отвлекает внимание энергоснабжающих организаций от реальных путей решения проблемы улучшения качества электрической энергии, не выдерживает критики.

    Обязательная сертификация электрической энергии в Российской Федерации введена на основании статьи 7 Федерального закона "О защите прав потребителей" и распространяется на электрическую энергию, заказываемую, приобретаемую или используемую гражданами для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Электрическая энергия включена в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. № 287). Некоторые отечественные специалисты полагают, что обязательная сертификация электрической энергии решает проблему улучшения ее качества. Ответственность за качество электрической энергии несут исключительно энергоснабжающие организации, и именно они должны принимать необходимые меры в целях улучшения качества электрической энергии. Что касается сертификации электрической энергии, то в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", она осуществляется в целях:

    - создания условий для деятельности энергоснабжающих организаций на едином товарном рынке;

    - содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

    - защиты потребителей от недобросовестности энергоснабжающих организаций;

    - контроля безопасности электрической энергии для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;

    - подтверждения качества электрической энергии, заявляемого энергоснабжающими организациями.

    Способствуя реализации этих целей, обязательная сертификация электрической энергии побуждает энергоснабжающие организации к созданию постоянно действующего механизма управления качеством поставляемой потребителям электрической энергии, но не является механизмом этого управления и не способна его заменить.

    Особое значение для мотивации энергоснабжающих организаций к проведению работ по управлению и обеспечению качества поставляемой электрической энергии имеет то обстоятельство, что одним из условий получения лицензии на право деятельности является наличие сертификата соответствия отпускаемой электрической энергии. Кроме того, в новой редакции Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях" установлена ответственность энергоснабжающих организаций за нарушение правил обязательной сертификации электрической энергии.

    Электрическая энергия является товаром особого рода, характеризующимся непрерывностью и совпадением во времени процессов ее производства, транспортирования, распределения и потребления, невозможностью ее хранения и возврата, а также тем обстоятельством, что качество электрической энергии в электрической сети зависит не только от процессов производства и транспортирования, но и от процессов ее потребления, то есть зависит от потребителя.

    Правила, процедура и порядок проведения обязательной сертификации электрической энергии были установлены постановлением Госстандарта России "О внесении изменений и дополнений к правилам проведения сертификации электрооборудования" от 3 января 2001 г. № 1, зарегистрированном Минюстом России 14 февраля 2001 г. № 2576. Этим постановлением были внесены необходимые изменения и дополнения в Правила сертификации электрооборудования, утвержденные постановлением Госстандарта России от 16 июля 1999 г. № 36, таким образом, введены в действие общие правила сертификации электрооборудования и электрической энергии.

    Это позволило объединить в общей системе сертификации деятельность по подтверждению соответствия электрооборудования требованиям, установленным в государственных стандартах по электромагнитной совместимости (в части ограничения электромагнитных помех, вносимых в электрические сети, и обеспечения устойчивости электрооборудования к воздействию помех, поступающих из сети) [1], с одновременным подтверждением соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, то есть соблюдение норм низкочастотных кондуктивных электромагнитных помех в электрических сетях.

    Все принятые схемы сертификации электрической энергии (3, 3а, 5, 10, 10а) предусматривают проверку (в том или ином виде, с учетом специфики, характерной для электрической энергии) элементов действующей в энергоснабжающей организации системы управления качеством поставляемой электрической энергии.

    В частности, при сертификации электрической энергии возможно применение схемы 5, предусматривающей предварительную сертификацию действующей в энергоснабжающей организации системы качества. Эта схема наиболее полным образом реализует проверку мероприятий, выполняемых энергоснабжающей организацией по планированию, управлению, обеспечению и улучшению качества электрической энергии.

    При разработке процедур обязательной сертификации электрической энергии некоторые специалисты предлагали осуществлять подтверждение соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 на основе испытаний электрической энергии непосредственно на вводно-распределительных устройствах бытовых потребителей. Такой "лобовой" подход к сертификации электрической энергии не гарантирует стабильности ее качества и стал бы для энергоснабжающих организаций непомерно затратным.

    Невозможно гарантировать стабильность качества электроэнергии опираясь только на результаты измерений показателей качества электрической энергии в течение ограниченного времени в точках подключения внутриквартирных сетей или на зажимах отдельных технических средств, принадлежащих бытовым потребителям. Поэтому действующие процедуры обязательной сертификации электрической энергии предусматривают широкий комплекс контрольных мероприятий.

    1. Проверка организационно-методических и технических документов, регламентирующих деятельность энергоснабжающей организации по обеспечению качества электрической энергии, в том числе:

    - по заключению договоров с вышестоящей энергоснабжающей организацией и потребителями;

    - по присоединению бытовых потребителей;

    - по контролю и анализу качества электрической энергии и внедрению корректирующих и предупреждающих мероприятий.

    При этом анализируется полнота документации, особенно в части взаимодействий подразделений, проводятся анализ несоответствий, регистрация и рассмотрение жалоб потребителей.

    2. Анализ протоколов испытаний электрической энергии по показателям качества, выполненных энергоснабжающей организацией-заявителем в характерных точках (контрольных пунктах) электрических сетей, предусматривающий в том числе оценку корректности выбора контрольных пунктов. Выбор указанных контрольных пунктов и результаты проведенных заявителем испытаний должны позволить с высокой достоверностью утверждать, что качество электрической энергии на зажимах технических средств бытовых потребителей будет находиться в пределах норм, установленных в ГОСТ 13109-97. При этом очевидно, что выбор указанных контрольных пунктов должен быть произведен для сокращения трудозатрат по проверке качества электрической энергии у всех бытовых потребителей.

    Следует отметить, что при анализе протоколов испытаний электрической энергии, выполненных энергоснабжающей организацией-заявителем, предусмотрена возможность потребовать от заявителя дополнительные документы, включая данные о параметрах схемы сети, нагрузках и потерях напряжения в электрической сети, о составе потребителей, получающих электрическую энергию от рассматриваемой электрической сети, и другие документы, подтверждающие достоверность результатов испытаний электрической энергии, проведенных заявителем.

    3. Проведение сертификационных испытаний электрической энергии с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий по качеству электрической энергии.

    4. Проверка производства энергоснабжающей организации, основная цель которой - убедиться в степени внедрения и результативности системы управления качеством энергоснабжающей организации (элементов системы управления).

    Важное значение имеет вопрос о том, по каким показателям качества должна проводиться обязательная сертификация электрической энергии.

    В Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, введенной в действие с 1 октября 1998 г. постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. № 5, предусматривалось, что подтверждение соответствия электрической энергии должно осуществляться для шести показателей качества, включая установившееся отклонение напряжения, коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения, коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения, коэффициенты несимметрии напряжений по обратной и нулевой последовательности и отклонение частоты.

    С целью упрощения организации работ на начальном этапе осуществления обязательной сертификации электрической энергии постановлением Госстандарта России от 14 августа 2001 г. № 74 число подтверждаемых показателей качества было уменьшено до двух - это установившееся отклонение напряжения и отклонение частоты.

    На последующих этапах работ по обязательной сертификации число подтверждаемых показателей качества может быть увеличено, и в этой связи следует отметить важность подтверждения соответствия электрической энергии требованиям по размаху изменений напряжения и дозе фликера. По международным нормам размах изменений напряжения и дозу фликера относят к наиболее важным элементам качества электрической энергии, так как при несоблюдении требований к указанным показателям пользование световыми приборами становится опасным для здоровья граждан.

    Для реализации процедур обязательной сертификации была организована подготовка экспертов по сертификации электрической энергии, аккредитованы органы по сертификации электрической энергии.

    Для проведения испытаний электрической энергии были разработаны Методические указания по контролю и анализу качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения (РД 153-34.0-15.501-00, РД 153-34.0-15.501-02). В регионах Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. аккредитованы 47 испытательных лабораторий.

    В настоящее время энергоснабжающие организации, территориальные органы Госстандарта России и Ростехнадзора активно оснащаются отечественными средствами измерений показателей качества электрической энергии, организована и ведется подготовка персонала энергоснабжающих организаций по вопросам управления качеством электрической энергии.

    В целом утвержденные процедуры обязательной сертификации электрической энергии и созданная система органов по сертификации и испытательных лабораторий позволили приступить к сертификации электрической энергии, поставляемой гражданам энергоснабжающими организациями в различных регионах России. Руководство РАО "ЕЭС России" одобрило существующий подход к проведению обязательной сертификации электрической энергии. Об этом свидетельствует совместное Решение Госстандарта России, Минэнерго России и РАО "ЕЭС России" "О мерах по обеспечению проведения обязательной сертификации электрической энергии", принятое 1 октября 2001 г., которое направлено на координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, РАО "ЕЭС России" и энергоснабжающих организаций для обеспечения обязательной сертификации электрической энергии.

    В связи с введением обязательного подтверждения соответствия электрической энергии в ряде энергоснабжающих организаций развернуты работы по организации непрерывного мониторинга качества электрической энергии с передачей информации по каналам связи, что в перспективе позволит решить проблемы улучшения качества электрической энергии.

    По мере расширения сферы работ по осуществлению обязательной сертификации электрической энергии энергоснабжающие организации будут все в большей степени нуждаться в создании систем менеджмента качества, особенно в преддверии реструктуризации в электроэнергетике.

    Закон "О техническом регулировании"

    27 декабря 2002 года президентом РФ был утвержден федеральный закон "О техническом регулировании". Закон (далее следует цитата из закона) "регулирует отношения, возникающие при:

    - разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

    - разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия".

    В строительной отрасли введение в действие указанного закона может привести к достаточно серьезным последствиям не только в области строительного нормирования, но и в отношениях между заказчиком и подрядчиком: начиная с договорных обязательств и кончая приемкой объекта в эксплуатацию.

    Федеральный закон заменяет ранее действующие законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и предусматривает приведение в соответствие с ним около ста других федеральных законов. Положения закона направлены на устранение технических и административных препятствий для развития предпринимательства за счет значительного уменьшения обязательных технических требований, уменьшения сферы обязательной сертификации, сокращения деятельности надзорных органов и других мер.

    Принятый закон преследует также некоторые идеологические цели [2]:

    - переделать существующие системы технических нормативных документов в различных отраслях народного хозяйства по единому образцу;

    - не допускать принятия исполнительной властью ограничительных ресурсосберегающих технических требований, связанных с деятельностью компаний по добыче, переработке и реализации естественных ресурсов и в первую очередь энергоресурсов.

    Госстрой России еще в 1994 году утвердил СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Система строительного нормирования еще тогда была гармонизирована со всеми международными системами технических нормативов (ISO, CEN) и законодательством наиболее передовых в этом отношении стран. Из числа обязательных исключены требования по вопросам, которые должны решаться экономическими методами, а также излишне детализованные конструктивные, технологические и другие ограничения. Чтобы дать необходимую творческую свободу проектировщикам и строителям, число обязательных документов сокращено в 2,5 раза, уменьшился их объем и качественно изменилось содержание. Свыше 100 ранее обязательных документов переведены в рекомендуемые, организована разработка сводов правил и территориальных строительных норм.

    Одним из основных принципиальных положений нового закона "О техническом регулировании", которое отличает его от отечественной и зарубежной практики строительного нормирования, является то, что федеральные органы исполнительной власти с 1 июля 2003 года могут утверждать технические нормы только добровольного применения, а не обязательного характера. В соответствии с законом обязательные технические нормы во всех отраслях могут устанавливаться только техническими регламентами, принимаемыми Государственной Думой в виде федеральных законов или международных договоров, а при срочной необходимости - указами президента России. Безусловно, что процедура принятия обязательных технических норм по безопасности, например по вентиляции вредных производств, будет чрезвычайно усложнена по сравнению с существующей.

    Должен быть образован федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, на который возлагается создание и обеспечение работы экспертных комиссий по экспертизе технических регламентов и решение организационных задач. Разработка технических регламентов по новому закону может осуществляться любым физическим или юридическим лицом на основе утвержденной Правительством РФ программы разработки технических регламентов. Разработанные проекты технических регламентов вместе с экспертным заключением органа по техническому регулированию до представления в Государственную Думу поступают на заключение в Правительство РФ. Правительство должно дать свои заключения по проекту в течение одного месяца.

    Представляется, что такой порядок без дополнительных мер не может обеспечить необходимый технический и профессиональный уровень требований регламентов по строительству. Строительные нормы носят межведомственный характер, т. к. обеспечивают проектирование и строительство объектов всех отраслей промышленности, транспорта, энергетики, связи, сельского и городского хозяйства. К строительным объектам обязательные технические требования предъявляются также нормами по безопасности, принимаемыми органами государственного надзора, технологическими и другими нормами соответствующих министерств и ведомств. Принимаемые законами будущие технические регламенты должны содержать требования, которые являются "исчерпывающими", которые будут иметь прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

    Должен быть видоизменен национальный орган Российской Федерации по стандартизации, который, как и сейчас, будет иметь технические комитеты по стандартизации, принимать программы разработки стандартов, выполнять их экспертизу, утверждать и издавать их. Кроме национальных стандартов могут также разрабатываться стандарты организаций. Стандарты организаций могут утверждаться коммерческими, общественными, научными, "саморегулируемыми" организациями и объединениями юридических лиц в установленном ими самими порядке. Практически единственное ограничение - стандарты организаций не должны противоречить техническим регламентам.

    Обязательное подтверждение соответствия по новому закону проводится только для продукции и только на соответствие требованиям технических регламентов в форме представления изготовителем или продавцом декларации о соответствии в орган по техническому регулированию или в форме обязательного сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации. Для продукции, процессов, работ и услуг на соответствие стандартам и другим нормам проводится добровольное подтверждение соответствия в органах по добровольной сертификации, работающих по известным действующим пока правилам. Необходимость подтверждения соответствия для законченных строительством объектов и инженерных систем как для вида продукции законом не установлена. Существующий порядок приемки и ввода их в эксплуатацию с участием органов надзора и других организаций какое-то время не изменится.

    В будущем предполагается разработать в Градостроительном кодексе или в общем техническом регламенте по строительству процедуру оценки соответствия законченных строительством зданий, сооружений и инженерных систем при приемке и вводе в эксплуатацию законченных строительством объектов. Подтверждение соответствия строительных материалов, изделий, конструкций предполагается осуществлять в основном на добровольной основе, используя для этого существующую самостоятельную систему добровольной сертификации в строительстве. Несколько видоизменяется по закону роль государственного контроля и надзора, который будет осуществляться только за соблюдением требований технических регламентов и, как правило, в виде процедуры проверки наличия документов, подтверждающих соответствие продукции (деклараций или сертификатов). Другие мероприятия, кроме проверки наличия документов о соответствии, законом конкретно не определены.

    Применение такого "облегченного" контроля и надзора в строительстве приведет к снижению уровня безопасности зданий и инженерных систем. Государственный надзор за безопасностью в строительстве в настоящее время начинается с экспертизы проектов, ведется на всех стадиях строительства как надзор за выполнением "скрытых работ" и продолжается в процессе эксплуатации.

    Госстрой России будет стараться сохранить и усовершенствовать установившийся порядок контроля, надзора и приемки каждого законченного строительством объекта. Потребуется также по-новому скоординировать работу всех надзорных органов, осуществляющих в своей части надзор за строительством и эксплуатацией зданий и инженерных систем. Обязательные требования действующих нормативных документов, согласно закону, при отсутствии соответствующих технических регламентов будут действовать в течение 7 лет, а затем утратят свою силу. Не оговорены в законе процедуры по изменениям и дополнениям в случае необходимости действующих норм до принятия соответствующих технических регламентов. Порядок решения многих вопросов в области строительства законом не установлен, что может вызвать существенные осложнения в решении проблем нормативного характера. Будет проводиться работа по определению границ и оформлению законодательными актами специфического нормативного "регулирования отношений" в строительстве.

    Немаловажным фактом является и то, что закон не устанавливает обязательности финансирования разработки технических регламентов и национальных стандартов за счет средств федерального бюджета, хотя и дает Правительству РФ право финансировать правительственные программы.

    В связи с принятием нового закона необходимо существенно увеличить разработку новых и пересмотр действующих нормативных документов по проектированию, строительству и эксплуатации, а также по созданию и совершенствованию нормативной базы в строительстве с привлечением всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

    Указанные выше обстоятельства нашли адекватное отражение в Решении конференции, на основании которого конференция нашла целесообразным [3]:

    1. Обратиться в Ростехнадзор с предложением по разработке Правил и методик испытаний и измерений на электроустановки жилых и общественных зданий, учреждений социально-бытового и культурно-досугового назначения. Организовать рабочую группу из участников конференции по сбору, анализу и подготовке материалов по испытаниям и измерениям в электроустановках для включения их в Свод правил и методик (проект постановления Правительства РФ).

    2. Просить Ростехнадзор о содействии в ускорении формирования технической политики в области оценки соответствия электроустановок и качества электрической энергии.

    3. Рекомендовать ГУ НИИ единицы труда РАМН подготовить совместно с органом сертификации АНО НИЦ "ЦЕНТРЭЛЕКТРОСТАНДАРТ" проект документа по оценке электромагнитной обстановки в жилых и общественных зданиях, методику испытаний и измерений электромагнитных полей 50 Гц.

    4. Просить Минпромэнерго России и Ростехнадзор разработать проект документа по компенсации реактивной мощности в электроустановках потребителей электроэнергии.

    5. Просить ФГУП "ВНИИНМАШ" ускорить представление на публичное обсуждение проекта пересмотренного национального стандарта ГОСТ Р 50571-16.

    6. Рекомендовать правлению РОО "ТОЭ" в регионах:

    - проработать возможность создания представительств РОО "ТОЭ" в регионах РФ с целью преобразования РОО "ТОЭ" в Российскую общественную организацию "ТОЭ" и проведения в будущем всероссийских конференций энергетиков;

    - подготовить предложения в программу разработки Технических регламентов в области электроэнергетики, которые ТОЭ может разрабатывать самостоятельно или принять участие в их разработке.

    7. Участникам конференции принимать активное участие в рассмотрении проектов технических регламентов в области электроэнергетики.



    Литература

    1. Кармашев В.С., Никифорова В.Н. О процедурах обязательной сертификации электрической энергии//Методы оценки соответствия. 2002. № 6.

    2. О строительном нормировании и федеральном законе "О техническом регулировании"//AВОК. 2003. № 3.

    3. Решение 9-й Всероссийской конференции "Техническое регулирование в электроэнергетике. Теория и практика сертификации электрической энергии и электроустановок зданий".

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru