На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

О.И. Жилин

заместитель директора по учебной и научной работе АНО "Институт безопасности труда", кандидат технических наук, доцент
  • Энергобезопасность и энергосбережение №1, 2008

    Организация и осуществление государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности

    1. Общие положения

    Государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

    Основным документом, регламентирующим последовательность и сроки действий по осуществлению ГПН, является Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (введен в действие приказом МЧС РФ от 01.10.2007 г. №517).

    Состав иных нормативных правовых актов и нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется государственная функция по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, приведен в Административном регламенте.

    Предметом мероприятия по надзору является деятельность организаций и граждан по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте надзора.

    Государственный пожарный надзор осуществляют органы (рис.1) и должностные лица ГПН Федеральной противопожарной службы (далее - ФПС).

    Перечень государственных инспекторов по пожарному надзору и предоставленных им прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.16, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведен на рис.2.

    2. Требования к порядку исполнения государственной функции и административные процедуры

    Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется:

    - посредством размещения на официальном Интернет-сайте МЧС России (http://www.mchs.gov.ru);

    - непосредственно в органах государственного пожарного надзора, исполняющих государственную функцию (например, на информационных стендах);

    - с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении.

    На информационных стендах в помещениях органов ГПН и Интернет-сайтах территориальных органов МЧС России размещается следующая информация:

    - образцы заполнения форм документов, необходимых для обращения в орган ГПН;

    - порядок рассмотрения обращений и получения консультаций;

    - порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц органов ГПН;

    - план проведения мероприятий по надзору на текущий год;

    - информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах.

    Информирование о ходе исполнения государственной функции осуществляется государственными инспекторами по пожарному надзору следующими способами:

    - при личном контакте с гражданами;

    - посредством почтовой связи;

    - посредством телефонной связи;

    - посредством электронной почты (при наличии таковой).

    При ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам, касающимся организации и осуществления государственного пожарного надзора, государственные инспектора по пожарному надзору подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве, должности и специальном звании лица, принявшего телефонный звонок.

    При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы лицо, принявшее телефонный звонок, должно переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо или же сообщить обратившемуся гражданину телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

    Органы ГПН осуществляют прием граждан не реже двух раз в неделю из расчета 4 часа в день. График приема утверждается решением начальника органа ГПН и размещается на доске объявлений в органе ГПН в доступном для граждан месте.

    Исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры, приведенные на рис.3.

    Мероприятия по надзору, осуществляемые по инициативе физических и юридических лиц, в дальнейшем будем относить к внеплановым мероприятиям, так как порядок их проведения аналогичен.

    3. Мероприятия по надзору

    Деятельность должностных лиц ГПН по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с пятилетними планами мероприятий по надзору на объектах надзора (далее - план), разрабатываемыми в органах ГПН, а также в соответствии с их личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом их должностных обязанностей.

    Пятилетние планы утверждаются руководителем органа ГПН не позднее чем за пятнадцать дней, предшествующих началу календарного года.

    При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются.

    В органах ГПН ведется учет объектов надзора.

    Государственные инспектора по пожарному надзору ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными начальниками.

    Личный план-график хранится в течение трех лет.

    Объекты надзора закрепляются распоряжением (приказом) начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, а объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты - лично за начальником УГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником ОГПН ЗАТО и его заместителями.

    При осуществлении планового мероприятия по надзору проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

    - выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

    - содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;

    - состояние эвакуационных путей и выходов;

    - наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

    - наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты;

    - готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

    - создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

    - наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

    - наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

    - наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

    - наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

    При осуществлении внепланового мероприятия по надзору проверяется соблюдение тех требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внепланового мероприятия по надзору либо исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению нарушений или по снятию с производства. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного пожарного надзора, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

    Информация о периодичности, сроках и продолжительности мероприятий по надзору, юридических основаниях для их проведения в систематизированном виде представлена на рис.4.

    4. Порядок проведения мероприятия по надзору

    Плановые и внеплановые мероприятия по надзору проводятся на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору начальника (заместителя начальника) органа ГПН.

    Образец распоряжения приведен в приложении 1.

    Началом осуществления мероприятия по надзору является момент предъявления должностным лицом органа государственного пожарного надзора, осуществляющим мероприятие по надзору, руководителю или иному должностному лицу юридического лица, индивидуальному предпринимателю либо их представителям распоряжения либо его копии, заверенной должностной печатью государственного инспектора, уполномоченного на проведение мероприятия по надзору, одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

    Мероприятие по надзору должно проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в распоряжении.

    В рамках мероприятий по надзору за соблюдением установленных требований пожарной безопасности могут осуществляться:

    - визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;

    - анализ документов (перечень документов приведен в Административном регламенте);

    - отбор образцов (проб), исследования, экспертизы, необходимые для заключения о соответствии объекта надзора требованиям пожарной безопасности;

    - установление уровня знаний требований пожарной безопасности;

    - иные процессуальные действия, установленные законодательством Российской Федерации.

    При проведении мероприятий по надзору должностное лицо органа государственного пожарного надзора не вправе:

    - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора;

    - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по надзору должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    - требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

    - требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по надзору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    - превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.

    О проведенном мероприятии по надзору государственный инспектор по пожарному надзору производит запись в журнале учета мероприятий по контролю юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте проверки делается соответствующая запись.

    5. Оформление результатов и принятие мер по результатам мероприятия по надзору

    По результатам мероприятий по надзору должностным лицом (лицами) органа ГПН, осуществляющим проверку, составляется акт проверки установленной формы в двух экземплярах. Образец акта проверки приведен в приложении 2.

    Акт проверки заверяется должностной печатью государственного инспектора по пожарному надзору, проводившего мероприятие по надзору. К акту проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.

    Один экземпляр акта проверки с копиями приложений в десятидневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица (его заместителю) и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта.

    В случае, если лицо, в отношении которого производилось мероприятие по надзору, или его представитель уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, и акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу местонахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства гражданина. В данном случае датой вручения акта проверки считается дата отметки о получении заказного почтового отправления согласно уведомлению о вручении.

    При выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, осуществляющее мероприятие по надзору, возбуждает и рассматривает дело об административном правонарушении, выдает ему предписание:

    - по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

    - по снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

    Выданные предписания учитываются в журнале учета объектов. Образец предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности приведен в приложении 3.

    При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание по устранению нарушений включаются нарушения требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.

    6. Проведение консультаций

    Консультации по вопросам исполнения государственной функции проводятся инспекторами ГПН.

    Консультации предоставляются гражданам и организациям, а также их законным представителям в устном или письменном виде при личном обращении, посредством телефонной связи, посредством электронной почты, при получении письменного запроса.

    Консультирование посредством телефонной связи и посредством электронной почты осуществляется не менее четырех часов в рабочую неделю. Время консультирования устанавливается начальником органа ГПН и размещается на доске объявлений в органе ГПН в доступном для граждан месте.

    Лицам, желающим получить консультацию, предоставляется право выбора порядка ее получения: в порядке живой очереди без предварительной записи или по предварительной записи. Наличие предварительной записи не может являться основанием для отказа в приеме другим лицам, желающим получить консультацию во время приемных часов в порядке живой очереди.

    Запись на консультацию производится в журнале учета консультаций.

    Содержание устной консультации заносится в учетную карточку личной консультации гражданина. При невозможности решить поставленные вопросы во время консультации, а также при несогласии граждан на устный ответ дается письменный ответ по существу поставленных на консультации вопросов.

    В случае необходимости подробного ознакомления с представленными или упомянутыми во время консультации документами, а также в иных обоснованных случаях, проведение консультации может быть перенесено. Дата повторной консультации регистрируется в журнале учета консультаций.

    Органы и должностные лица ГПН обязаны давать письменные разъяснения по письменным обращениям граждан в срок, не превышающий 30 дней со дня регистрации обращения.

    В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель органа ГПН (заместитель руководителя) вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

    Если разрешение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию органа ГПН, обращение в течение семи дней с момента его регистрации подлежит направлению в орган, компетентный рассмотреть обращение по существу. При этом орган ГПН обязан уведомить заявителя о том, в какой государственный орган направлено его обращение.

    7. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГПН

    Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц органов ГПН осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу органа ГПН или в суд.

    Лицо, направляющее жалобу на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:

    - наименование государственного органа, в который направляется жалоба;

    - фамилию, имя, отчество должностного лица, которому подается жалоба;

    - свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

    - почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;

    - суть жалобы.

    Ставит личную подпись и указывает дату.

    В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.

    Жалоба, поступившая в орган государственного пожарного надзора, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации (в исключительных случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней).

    Органы ГПН и должностные лица обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя.

    По результатам рассмотрения жалобы принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, а также дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов. Ответ на жалобу подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГПН или уполномоченным на то должностным лицом и направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

    Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

    - отсутствия фамилии заявителя и (или) почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ;

    - содержание в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностных лиц органов ГПН, а также членов их семей;

    - текст жалобы не поддается прочтению;

    - в жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства.

    Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru