На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

А. Г.Федорец

директор АНО «Институт безопасности труда», кандидат технических наук,доцент
  • Энергобезопасность и энергосбережение №3, 2011

    О нормативном регулировании и стандартизации в охране труда

    Понятие «охрана труда» на сегодняшний день достаточно неоднозначно. В статье рассмотрены нормативно-правовые основы этого понятия, соотношение терминов «охрана труда» и «безопасность труда». Отмечено, что в настоящее время в России нет государственных стандартов в данной области, а существуют лишь национальные, и охрана труда ограничивается только сферой социально-трудовых отношений.

    Ключевые слова: охрана труда, безопасность труда, социально-трудовые отношения, правовой акт, система стандартов безопасности труда, нормативное регулирование.

    Вопросы обеспечения безопасности труда в современных условиях приобретают особое значение в связи с обострением неблагоприятных тенденций в демографической ситуации и объективной необходимостью интеграции России в мировое экономическое сообщество. Роль безопасности труда как определяющего фактора в сохранении трудового потенциала становится более значимой: в соответствии с Концепцией социально-экономического развития [1] в ближайшие 10 лет производительность труда должна вырасти в 3–5 раз.

    В чистом виде такой науки, как охрана труда, не существует ввиду отсутствия однозначно идентифицированной предметной области. В связи с этим отсутствует и серьёзный научный подход к формированию основополагающих понятий этой предметной области. Известны научные работы (например, [2]), в которых охрана труда действительно рассматривается как явление социально-трудовой сферы.

    Приведённое в Трудовом кодексе РФ (ст. 209) [3] определение охраны труда является настолько всеобъемлющим, насколько и не отражающим сущности практической деятельности по охране труда, состава реальных мероприятий. Перечисление (классификация) приведённых в определении мероприятий не находит ни одного прямого соответствия в обязанностях работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ). Например, правовые мероприятия не упоминаются более ни в одном нормативном документе. С другой стороны, каждое мероприятие охраны труда является социально-экономическим и почти любое – организационно-техническим.

    В нормативном определении охраны труда не отводится законное (правовое) место вопросам техники безопасности и безопасности труда. Место инженеров по технике безопасности заняли так называемые специалисты по охране труда, зачастую не имеющие представления об «охраняемом» ими производстве, оборудовании, технологиях. В то же время значительная часть выпускников, инженеров по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» не находят применения по своей инженерной специальности.

    В связи с эти следует напомнить, что термин «техника безопасности» исключён из трудового законодательства. В Уголовном кодексе РФ (ст. 143) термин «техника безопасности», напротив, стоит на первом месте: «1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил...».

    Мероприятия по снижению или устранению неблагоприятного воздействия факторов производства на человека уходят на второй план после предоставления компенсаций за так называемые вредные условия труда. Например, по результатам аттестации рабочих мест грузчику необходимо доплачивать за подъём и перемещение тяжестей, поскольку это «вредно». В этом случае за что же грузчик получает заработную плату без учёта подъёма и перемещения тяжестей?

    Такая ситуация сложилась в результате несоответствия существующей системы социально-трудовых отношений, государственной системы управления охраной труда общественно-политическим и социально-экономическим реалиям.

    Нормативное регулирование охраны труда

    Любая организационная система, в том числе государственная система управления охраной труда и система управления охраной труда организации, любая система менеджмента (качества, экологии, персонала) – это, прежде всего, система нормативных документов, определяющих состав элементов системы и устанавливающих связи между ними (роли, функции, полномочия, ответственность, взаимодействие).

    В Российской Федерации в соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ охраной труда управляет государство посредством издания федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Даже участие субъектов Российской Федерации в государственном управлении охраной труда выражено слабо.

    Основы нормативной базы охраны труда заложены в ст. 211 Трудового кодекса: «Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда».

    С одной стороны, эта статья определяет, что охрану труда составляют исключительно требования и положения, официально изданные в виде законов или иных нормативных правовых актов. С другой стороны, приведённая статья не даёт ответа на вопрос: а какие именно требования законов и нормативно-правовых актов относятся к охране труда, а какие, например, к санитарно-эпидемиологическому благополучию, к защите прав потребителей, к промышленной или пожарной безопасности. Иными словами, по какой статье будут применяться санкции в случае нарушения требования.

    Для значительной части сообщества, имеющего отношение к охране труда, такие понятия как «нормативный документ» и «нормативный правовой акт» не различимы. В связи с этим следует помнить, что понятие нормативного правового акта определено постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. No 1009 [4] и в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [5].

    Признаки нормативного правового акта, имеющего обязательную юридическую силу:

    – «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определённой форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение»;

    – должен быть издан в форме федерального закона или в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений федеральных органов исполнительной власти (издание нормативных правовых актов в иных видах, например, в виде писем, телеграмм, директив и др. не допускается);

    – должен пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ;

    – должен быть официально опубликован в «Российской газете» или в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература».

    Из приведённых положений Трудового кодекса РФ и нормативных правовых актов Минюста России следует, что деятельность, называемая охраной труда, не выходит за рамки нормативно-правового регулирования и правовых норм. В то же время очень часто в выступлениях представителей органов власти, государственных инспекторов труда до сих пор можно услышать, что в число нормативных правовых актов входят государственные стандарты, строительные нормы и правила, инструкции по эксплуатации, технологические карты и другие нормативные документы. Имеют ли эти документы отношение к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, т. е. к безопасности труда? Конечно, имеют. Имеют ли они отношение к нормативной охране труда? Нет.

    Поскольку в настоящее время сфера охраны труда на уровне федерального законодательства регулируется только Трудовым кодексом РФ, то вопросы охраны труда не выходят за рамки социально-трудовых отношений и регулируют только социальную (не организационную и не техническую) сферу, в отличие от вопросов обеспечения безопасности труда, для которых не существует ведомственных барьеров и нормативных ограничений.

    В некоторых случаях трудовое законодательство вплотную подходит к безопасности труда. Например, в том же Трудовом кодексе РФ (ст. 212) говорится о том, что работодатель обязан обеспечить:

    «безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда;

    принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи».

    Содержание деятельности по выполнению перечисленных требований не находит отражения ни в одном нормативном правовом акте, содержащем государственные нормативные требования охраны труда.

    Для обеспечения безопасности труда соблюдения только требований, указанных в Правилах по охране труда (отраслевых и межотраслевых), явно недостаточно, поскольку:

    – установленные государством единые требования и нормы охраны труда определяют только самые минимальные, самые очевидные и доступные для всех хозяйствующих субъектов меры безопасности;

    – общественные, производственные отношения и технологии развиваются существенно быстрее, чем вносятся изменения в государственные нормативные требования;

    – меры безопасности (в частности, технические), содержащиеся в государственных нормативных требованиях охраны труда, не менялись в течение десятилетий и поэтому применительно к современному оборудованию, технологиям и формам организации труда вызывают сомнение в их адекватности, действенности и эффективности.

    Утеряна связь между самим нормативным требованием безопасности и:

    – условиями, в которых произошёл несчастный случай, послуживший отправной точкой для установления защитной меры;

    – истинной причиной несчастного случая, которая в большинстве случаев (85–95 %) является организационной (т. е. зависит от качества системы управления производством (деятельностью), включая обеспечение безопасности, а не личностной или технической);

    – последствиями (размером ущерба для здоровья работника), которые привели к необходимости установления конкретного (теперь уже обязательного для всех и на все времена) требования безопасности;

    – эффективностью защитной меры (отношением стоимости защитной меры к величине предотвращаемого риска), изложенной в требовании.

    До недавнего времени при определении состава нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, руководствовались постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. No 399 [6]. На сегодняшний день состав таких актов определён постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г. No 1160 [7] (п. 2):

    «К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее – акты, содержащие требования охраны труда)».

    Действительно, значительную часть специалистов отсутствие в этом перечне государственных стандартов, строительных норм и правил, правил безопасности удивит. На самом деле, из состава нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, перечисленные документы автоматически исключены ещё с введением в действие Федерального закона «О техническом регулировании» (т. е. с 01.07.2003 г.) [8]. Из числа действующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, следует также исключить своевременно не пересмотренные Правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда [9].

    Таким образом, сфера охраны труда ограничена полномочиями и возможностями государственного регулирования, а именно правовыми нормами. Все требования безопасности, которые сформулированы не в нормативных правовых актах, а в других нормативных документах (национальных стандартах, ведомственных нормативных документах, локальных нормативных актах), выходят за рамки государственного управления и надзора.

    Разработанные в организациях самостоятельно и принимаемые добровольно, в инициативном порядке, свои собственные меры и требования безопасности также выходят за рамки нормативной охраны труда и относятся уже к сфере техники безопасности или управления рисками.

    Второе принципиальное ограничение сферы охраны труда определяется сферой регулирования Трудового кодекса РФ. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 1, 20) охрана труда, являясь системой правовых норм, распространяет своё действие только на сферу трудового права или трудовых отношений, т. е. отношений между работодателем и работником. Понятие охраны труда не распространяется на взаимоотношения сторон гражданско-правового договора («заказчик» – «частный подрядчик», «гражданин»), на производственные кооперативы (среди членов кооператива отсутствует разделение работников и работодателей), на частный найм работников. Таким образом, сфера охраны труда ограничена исключительно трудовыми отношениями, регулируемыми Трудовым кодексом РФ, а именно отношениями между различными социальными группами: «работодателями» и «работниками» (социально-трудовыми отношениями).

    Третье принципиальное ограничение сферы охраны труда обусловлено ведомственным разделением производственной безопасности на сферы ответственности и надзора: Федеральной службы по труду и занятости (Роструд); Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

    Охрана труда относится только к социально-трудовому понятию «рабочее место». Рабочее место в толковании Трудового кодекса РФ включает в себя элементы, связанные с социально-трудовыми отношениями: сам работник, выполняемая по необходимости работа, ответственность (контроль) работодателя. Средства производства, здания и сооружения, инфраструктура, технология и управление в рабочее место не входят. Подразумевается, что это и есть сфера контроля (управления) работодателя, которая Трудовым кодексом РФ не регулируется. Поэтому вопросы электробезопасности, пожарной безопасности, безопасности рабочего движения, радиационной, биологической и иных определяющих для конкретного предприятия видов безопасности либо регулируются другими государственными ведомствами, либо не регулируются государством вообще и в сферу охраны труда входят только на словах.

    «Охрана труда» или «безопасность труда»

    В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 209), «охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия».

    Можно предложить более конкретное определение понятия «охрана труда», чем то, которое приведено в Трудовом кодексе: «Охрана труда – часть сферы социально-трудовых отношений, регулируемая нормативными правовыми актами Российской Федерации в интересах защиты здоровья и сохранения жизни работников по найму». Или: «Охрана труда – система правовых норм, установленных и регулируемых государством в сфере социально-трудовых отношений и направленных на сохранение и приумножение трудового потенциала общества с учётом интересов работников, работодателей и государства».

    В первом определении отстаивается идея о приоритете защиты интересов наёмного труда («охрана наёмного труда», «защита работника от работодателя»). Это определение больше подходит к современному противостоянию сторон трудовых отношений, активно подогреваемому государством путём развития системы льгот и компенсаций, не связанных с результатами труда. Второе определение не выделяет приоритетную сторону в социально-трудовых отношениях и направляет к социальному партнёрству в интересах социально-экономического развития всего общества.

    Ни в одной стране мира, за исключением ряда стран СНГ, термин «охрана труда» (в буквальном переводе) не применяется. Вместо этого даже в документах Международной организации труда (МОТ) применяется термин occupational safety and health (OSH). В большинстве развитых стран, где принята методология OHSAS [10], применяют термин occupational health and safety (OHS). В обоих случаях это словосочетание означает «безопасность труда». Слово безопасность здесь включает и «сохранение здоровья», поскольку понятие «опасность» в развитых странах означает, в том числе, и опасность для здоровья, а понятие, аналогичное нашему термину «вредность», отсутствует.

    Для Российской Федерации в качестве наиболее целесообразной замены термину «охрана труда» можно предложить термин «обеспечение безопасности труда», включая в него все аспекты обеспечения безопасности производственного процесса, оборудования и инструментов, зданий и сооружений, технологий и материалов, гигиену труда и сохранение здоровья, пожарную, промышленную и иные виды безопасности без разделения источников опасности по ведомственным признакам.

    Система стандартов безопасности труда и техническое регулирование

    Нормативные и нормативно-технические документы, которые не являются нормативными правовыми актами (не изданы, и не зарегистрированы в качестве нормативных правовых актов), носят рекомендательный характер. Такой является Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

    Мнение автора является однозначным: государственных стандартов в Российской Федерации с 2003 года нет. Национальные стандарты системы ССБТ не являются обязательными к применению на территории Российской Федерации, а носят добровольный характер. Это означает, что за невыполнение требований любого национального стандарта (в том числе любого из стандартов ССБТ) не может быть применено административное наказание.

    В то же время полезные положения стандартов можно, а в некоторых случаях и целесообразно, использовать в целях обеспечения безопасности труда. Это не запрещено, но поскольку это не обязательно, то затраты на выполнение этих требований нельзя учитывать в составе расходов и относить на себестоимость продукции. Этот нюанс не учитывают представители надзорных органов, предписывая организациям выполнение стандартов или методических рекомендаций.

    В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 (Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией) Налогового кодекса РФ, ч. II «К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: «... расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации...». То есть относить на себестоимость продукции и услуг можно только затраты на приведение условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям.

    Разумеется, утверждение о добровольном статусе стандартов ССБТ требует дополнительных разъяснений со ссылками на нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.

    С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» все государственные стандарты СССР (несоблюдение которых преследовалось по закону), включая стандарты ССБТ, одновременно прекратили своё действие и были переименованы, а по существу – преобразованы в национальные стандарты Российской Федерации. Хорошо это или нет – вопрос, требующий отдельного обсуждения, но, в отличие от государственных стандартов, к национальным стандартам государство отношения не имеет, за исключением создания и поддержания правовых основ самой системы стандартизации и технического регулирования.

    Почему действие Федерального закона «О техническом регулировании» не распространяется «на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда...» (ст. 3)?

    Несмотря на то, что в большинстве случаев это положение трактуется в пользу мнения об обязательности стандартов ССБТ, ответ может быть только один: сфера технического регулирования регулирует взаимодействие сторон гражданских отношений (производитель – потребитель), а сфера охраны труда регулирует взаимодействие сторон социально-трудовых отношений (работодатель – работник).

    Как видим, из ст. 3 Федерального закона «О техническом регулировании» исключены правовые и технические меры (не мероприятия, а именно меры) охраны труда, задекларированные в ст. 209 Трудового кодекса. Почему исключены правовые, можно только догадываться, поскольку сфера деятельности правового регулирования охраны труда помимо Трудового кодекса РФ – монополия Минздравсоцразвития России, и этого никто не оспаривает. А вот технические меры из сферы охраны труда исключены вполне обоснованно, поскольку относятся к сфере производства продукции. Именно производства безопасной продукции, а не безопасного производства продукции.

    В ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» говорится, что в переходный период, т. е. «со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

    – защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    – охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

    – предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

    Всё перечисленное не имеет отношения к охране труда. Федеральный закон «О техническом регулировании» направлен на обеспечение безопасности жизнедеятельности человека вообще, без учёта его социального статуса. Закон регулирует гражданские, а не трудовые отношения. Кроме того, понятие «безопасность» в техническом регулировании связано не с отсутствием вредных или опасных факторов или их соответствием установленным нормам, а с допустимым риском.

    Технические регламенты и «охрана труда»

    В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...».

    Ранее уже говорилось о том, что связывать настоящее требование с охраной труда неправомерно, поскольку закон «О техническом регулировании» относится к совершенно иной сфере (к гражданским, а не к социально-трудовым отношениям) и надзорные органы (санкции) по этому закону совершенно иные, чем в охране труда.

    Тем не менее, изданные и вступившие в силу технические регламенты содержат государственные нормативные требования к безопасности продукции, услуг, процессов и др. Это, конечно, не имеет отношения к охране труда, но, поскольку имеет отношение к сохранению жизни и здоровья человека, это положение требует дополнительного разъяснения.

    Рассмотрим проблему обеспечения безопасности в сопоставлении с охраной труда на примере технических регламентов: «О безопасности машин и оборудования» [11] и «О безопасности средств индивидуальной защиты» [12].

    Казалось бы, эти технические регламенты имеют самое непосредственное отношение к охране труда. На самом деле они имеют отношение к обеспечению безопасности продукции, частично (условно) – к обеспечению безопасности производства (труда). К сфере охраны труда они отношения не имеют.

    Например, технический регламент «О безопасности машин и оборудования» содержит прямое указание на нормативную основу организации безопасной эксплуатации машин и оборудования:

    «34. При проведении технического обслуживания, ремонта и проверок машины и (или) оборудования соблюдаются требования, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, программой проведения технического обслуживания или ремонта в течение всего срока проведения этих работ».

    Из приведённого фрагмента следует, что единственным документом, которым обязан руководствоваться потребитель (в терминологии охраны труда – «работодатель») при организации безопасной эксплуатации оборудования, является руководство (инструкция) по эксплуатации или другие эксплуатационно-технические документы, разработанные изготовителем оборудования.

    Что будет, если потребитель (работодатель) не станет соблюдать требования эксплуатационно-технической документации, поставляемой изготовителем оборудования? В этом случае изготовитель снимает с себя гражданскую ответственность за возможные ущербы (в том числе для жизни и здоровья людей), которые могут возникнуть в результате нарушения правил безопасной эксплуатации. А какую ответственность будет нести работодатель за нанесение вреда здоровью работника в результате нарушения правил эксплуатации оборудования? Прежде всего гражданскую: компенсация работнику доказанного материального ущерба и морального вреда за перенесённые «физические или нравственные страдания» (ст. 151 ГК РФ). В настоящее время этот ущерб (частично) покрывается из Фонда социального страхования. В некоторых случаях работники в соответствии со ст. 151 ГК РФ на основании гражданских исков к работодателю требуют и добиваются дополнительной компенсации.

    Возможна и административная ответственность за нарушение законодательства о труде, если невыполненное требование эксплуатационной документации случайным образом совпало с имеющимся государственным нормативным требованием охраны труда (например, «Правил по охране труда»). Кроме того, не следует забывать, что в соответствии с абз. 1, части 2, ст. 212 ТК РФ «работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов». Возможные действия работодателя, направленные на соблюдение этой нормы трудового права, законодательство не ограничивает. Не исключена и уголовная ответственность в соответствии со ст. 143 УК РФ в отношении лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации оборудования.

    Следует также иметь в виду, что в отличие от «Концепции абсолютной безопасности», заложенной в Трудовом кодексе РФ, техническое регулирование построено на «Концепции приемлемого риска» [13]. Поэтому технический регламент не гарантирует полной безопасности машин и оборудования, а допускает наличие остаточного риска:

    «8.10. Допустимый риск для машины и (или) оборудования определяется и устанавливается при проектировании».

    «24. ...Производитель проводит оценку риска машин и (или) оборудования перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации».

    Из этого следует, что травмирование или гибель работника даже при правильной эксплуатации не исключаются.

    Для ряда специалистов более убедительным аргументом непричастности технических регламентов к сфере «охраны труда», возможно, будет следующее положение технического регламента:

    «58. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляют в установленной законодательством Российской Федерации сфере деятельности: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное медико-биологическое агентство и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

    Как видим, среди надзорных органов нет Федеральной службы по труду и занятости (Государственной инспекции труда), осуществляющей надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. В техническом регламенте «О безопасности средств индивидуальной защиты» [11] среди органов надзора за соблюдением требований регламента также нет Роструда, а полномочия по надзору возложены только на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

    Таким образом, с вступлением в силу технических регламентов соответствующие (технические) стандарты ССБТ утрачивают силу окончательно (даже для производителей), но при этом сами требования технических регламентов, содержащие государственные нормативные требования безопасности, не становятся государственными нормативными требованиями охраны труда.

    Выводы

    1. Охрана труда как отдельная составляющая системы обеспечения безопасности труда ограничена сферой нормативно-правового регулирования (правовыми нормами), областью социально-трудовых отношений, рабочим местом (в толковании ТК РФ). Это узковедомственное ограничение не позволяет и не позволит в ближайшие годы принципиально улучшить состояние условий труда, снизить травматизм и заболеваемость работников, решить проблемы охраны труда. Вопросы улучшения условий труда должны решаться в комплексе с другими вопросами обеспечения безопасности труда и производства, а также с вопросами повышения производительности труда, качества продукции и услуг.

    2. Национальные стандарты ССБТ, выведенные из сферы технического регулирования из-за их несоответствия задачам и целям технического регулирования, также являются рекомендательными, а не обязательными к применению. Возможно придание некоторым национальным стандартам ССБТ статуса стандартов безопасности труда, но для этого необходимо ввести их в действие соответствующими нормативными правовыми актами – приказами, распоряжениями и др., произвести их государственную регистрацию и официальное опубликование.

    3. Сфера технического регулирования охватывает область взаимоотношений производителей и потребителей, рынок товаров и услуг. Это сфера гражданского права. Сфера охраны труда регулирует область социально-трудовых отношений, рынок труда, представляя собой область трудового права. Поэтому нормативные документы и нормативно-правовые акты в области технического регулирования, в частности, национальные стандарты системы ССБТ, имеющие отношение к безопасности машин и оборудования, зданий и сооружений, пожарной безопасности, производства средств индивидуальной защиты и др., не имеют отношения к охране труда, а остаются в сфере технического регулирования. Они обязательны к применению всеми производителями соответствующей продукции до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

    4. Несоблюдение требований рекомендательных документов (ГОСТ, СНиП и др.) не является административным правонарушением и не может служить основанием для санкций (штрафов) надзорных органов, даже если это стало причиной несчастного случая. Но если в результате несчастного случая работнику или иному лицу нанесены тяжкие телесные повреждения или наступила смерть пострадавшего, то статус документа, определяющего требования безопасности к выполнению данной работы, значения не имеет и ответственность всё равно может наступить. Следует помнить, что кроме соблюдения требований охраны труда работодатель обязан обеспечить безопасность трудового процесса настолько, насколько это возможно и целесообразно.

    Литература

    1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. No 1662-р.

    2. Кульбовская Н. К. Экономика охраны труда (разработка концепции государственного управления охраной труда) – М.: Экономика, 2011. – 247 с.

    3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. No 197-ФЗ (с изм.).

    4. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. No 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

    5. Приказ Минюста РФ от 4 мая 2007 г. No 88 «Об утверждении «Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

    6. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. No 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, No 22, ст. 2314).

    7. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010. No 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

    8. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 No 184-ФЗ.

    9. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации No 80 от 17 декабря 2002 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».

    10. OHSAS 18001:2007 – Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования (OHSAS 18001:2007. Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements).

    11. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. No 753 г. «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования».

    12. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. No 1213 «Об утверждении технического регламента о безопасности средств индивидуальной защиты».

    13. Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.

    References

    1. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020.

    2. Kulbovskaya N. K. Ekonomika okhrany truda (razrabotka kontseptsii gosudarstvennogo upravleniya okhranoj truda)  [Economy safety (Development of the concept of state management of labor protection)]. Moscow, Economics, 2011. p. 247.

    3. Labor Codeх of the Russian Federation of December 30, 2001 № 197-FL.

    4. On approval of rules for the legal acts of federal executive authorities and their state registration. Russian Federation Government Resolution dated August 13, 1997 № 1009.

    5. On approval of Clarifications on the application of the Rules of the preparation of normative legal acts of federal executive authorities and their state registration. Justice Ministry order dated May 4, 2007 № 88.

    6. On normative legal acts containing state regulations of labor protection. RF Government Resolution of May 23, 2000 № 399.

    7. On approval of the development, approval and changes in regulations, containing state regulations of labor protection. RF Government Resolution of 27.12.2010. № 1160.

    8. On technical regulation. The Federal Law from 27.12.2002, № 184-FL.

    9. On approval of guidelines for the development of state regulatory safety requirements. Resolution of the Ministry of Labour and Social Development of Russian Federation № 80 of December 17, 2002.

    10. OHSAS 18001:2007. Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements.

    11. On approval of technical rules on safety of machinery and equipment. Russian Federation Government Resolution dated September 15, 2009 № 753.

    12. On approval of technical regulations on the safety of personal protective equipment. RF Government Resolution of 24 December 2009 № 1213.

    13. Vishnyakov Ya. D., Radaev N. N. Obshhaya teoriya riskov [General theory of risk]. Moscow, Academiya Publ., 2007. p. 368.



  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru