На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

О. И. Жилин


Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, кандидат технических наук, доцент
  • Энергобезопасность и энергосбережение №2, 2013

    Пути совершенствования системы обучения руководителей и специалистов по охране труда

    Проведён анализ проблемных вопросов обучения по охране труда руководителей и специалистов орга- низаций. Предложены подходы по оптимизации структуры и содержания учебно-методических доку- ментов с учётом экономических и методологических аспектов.

    Ключевые слова: охрана труда, обучение, учебная программа

    В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями более 70 % составляют причины организационного характера, то есть напрямую связанные с человеческим фактором. Это свидетельствует, в первую очередь, о низком уровне культуры и недостаточной подготовке руководителей и специалистов в области безопасности производственной деятельности, в том числе охраны труда.

    Практика оказания услуг в области охраны труда на предприятиях показывает, что значительная часть должностных лиц, как правило, не знают правовых и методических основ организации и обеспечения безопасности работников. Основными причинами данной ситуации являются:

    – непрохождение обучения по охране труда;

    – оказание некачественных образовательных услуг;

    – недостатки в содержании и методологии обучения.

    В значительной степени указанные причины обусловлены недостатками в системе правового регулирования процесса обучения по охране труда с точки зрения сложившихся экономических реалий,практики деятельности организаций, требований и подходов в сфере образования.

    Систему организации работы и выполнения мероприятий по охране труда руководители и специалисты изучают при прохождении курса, содержание которого основано на примерных учебных планах и программе [1]. Анализ данных документов показывает, что предлагаемый в них материал позволяет сформировать целостное представление о деятельности в области охраны труда. Вместе с тем имеют место определенные недостатки:

    – отсутствие конкретных целей обучения и требований к знаниям, которые обучающиеся должны получить по окончании обучения;

    – несоответствие объёма примерной учебной программы и продолжительности её изучения, пересечение и повтор отдельных вопросов в различных темах и разделах примерной учебной программы, а также не вполне рациональное их содержание и распределение;

    – недостаточное внимание к обучению современным методам управления рисками повреждения здоровья;

    – неприемлемый для большинства организаций отрыв сотрудников от выполнения работы.

    Определение цели обучения и приобретаемых знаний

    В соответствии с примерными учебными планами целью обучения является получение слушателями необходимых знаний по охране труда для их практической деятельности в сфере охраны труда. В полном объёме достижение данной цели не представляется возможным, так как у каждого обучающегося имеются особенности работы в области охраны труда, связанные со спецификой оборудования, применяемых инструментов и приспособлений, сырья и материалов, технологических процессов, должностных обязанностей и т. д. Эти особенности индивидуальны и поэтому должны изучаться непосредственно на рабочих местах на основе конкретных требований безопасности, установленных в эксплуатационной, ремонтной, технологической и другой документации, локальных нормативных актах, а также с учётом условий производства.

    В примерной учебной программе определены следующие приобретаемые слушателями по результатам её изучения знания:

    – об основах охраны труда;

    – об основах управления охраной труда в организации;

    – по специальным вопросам обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;

    – о социальной защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Анализ положений нормативных документов показывает отсутствие термина «специальные вопросы охраны труда и безопасности производственной деятельности», что вносит неопределённость в его понимание, в содержание обучения, а также в критерии оценки его качества.

    Цель обучения, приобретаемые знания, а на их основе и содержание примерной учебной программы необходимо формировать согласно анализу системы знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся при решении профессиональных задач в области охраны труда, а также с учётом тенденций её реформирования. Данный вид обучения проходят установленные в нормативных правовых актах категории персонала, в том числе [2]:

    – руководители организаций и их заместители, курирующие вопросы охраны труда;

    – руководители и специалисты, осуществляющие организацию и руководство выполнением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за выполнением работ на рабочих местах;

    – руководители и специалисты служб охраны труда, работники, на которых приказом работодателя возложены обязанности организации работы по охране труда.

    Перечисленные категории персонала должны знать систему работы в области охраны труда и уметь принимать обоснованные решения. Соответственно, целью обучения является формирование целостного представления об охране труда, систематизированных правовых и методических знаний, которыми должны обладать обучающиеся при решении профессиональных задач в области охраны труда.

    С учётом цели обучения и на основе анализа задач, решаемых данными категориями обучающихся, можно сделать вывод, что по результатам данного обучения слушатели должны знать:

    – правовые основы охраны труда;

    – систему организации работы в области охраны труда;

    – систему мероприятий по охране труда и особенности их реализации с учётом требований нормативных и методических документов.

    Формирование структуры и содержания примерной учебной программы

    Структура примерной учебной программы включает в себя четыре раздела.

    Раздел 1. Основы охраны труда (9 тем).

    Раздел 2. Основы управления охраной труда в организации (11 тем).

    Раздел 3. Специальные вопросы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности (8 тем).

    Раздел 4. Социальная защита пострадавших на производстве (5 тем).

    Обращает на себя внимание объём материала действующей примерной учебной программы, содержащей более тридцати типовых тем. Результаты расчётов показывают, что для изучения данного материала до уровня понимания требуется более 200 часов, что явно не соответствует продолжительности обучения, определенной в примерных учебных планах. Можно ли рассмотреть в течение 15 минут тему 3.3 «Коллективные средства защиты», содержащую более пятидесяти учебных вопросов? Невозможность изучения каждого пункта примерной учебной программы ставит организации, проводящие обучение, в ранг потенциальных правонарушителей.

    Определённые вопросы возникают и в отношении логики структуры примерной учебной программы. По какому принципу сформирована тематика разделов? Например, почему тема «Основы предупреждения профессиональной заболеваемости» включена во второй раздел, а тема «Основы предупреждения производственного травматизма» – в третий раздел? Почему тема «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» изучается в разделе «Социальная защита пострадавших на производстве»? Почему порядок изучения отдельных тем противоречит логической последовательности развития событий (например, в четвёртом разделе)? Почему имеет место дублирование учебных вопросов (например, вопрос «Идентификация опасностей и оценка рисков» включен в темы 1.2 и 2.3)?

    Повысить восприятие и понимание слушателями материала занятий позволяет структурирование тематики учебной программы на основе логической последовательности реализации мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний и минимизации при их возникновении тяжести последствий:

    – правовые основы охраны труда;

    – организационные основы охраны труда;

    – мероприятия по охране труда, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний (предотвращение проявления опасностей);

    – ликвидация проявления опасностей и минимизация их последствий (организация действий работников в аварийных ситуациях, оказание первой помощи пострадавшим на производстве);

    – расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

    – возмещение причинённого вреда.

    Представляется нецелесообразным в рамках курса охраны труда изучать другие направления безопасности производственной деятельности (промышленную безопасность, пожарную безопасность, электробезопасность и т. д.), во-первых, в связи с изменением системы нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; во-вторых, порядок обучения работников организаций по данным направлениям регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами. Например, весь персонал предприятий проходит противопожарный инструктаж, а отдельные категории работников – пожарно-технической минимум в порядке, установленном приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года No 645. В-третьих, в течение 15–30 минут раскрыть указанные направления не представляется возможным. В-четвёртых, преподаватели в области охраны труда, как правило, недостаточно глубоко знают нормативно-правовую базу, особенности выполнения мероприятий в других направлениях безопасности производственной деятельности.

    В концептуальном плане формирование содержания учебного материала рационально основывать на положениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации [3], включающей как систему обязанностей должностных лиц, так и совокупность мероприятий в области охраны труда.

    Фрагмент структурно-логической схемы предлагаемой примерной учебной программы «Охрана труда» представлен в приложении (рис. 1).

    Во многих субъектах Российской Федерации дополнительно устанавливаются требования к разработке в обучающих организациях учебных программ по видам экономической деятельности. Такой подход многократно усложняет создание учебно-методического комплекса, носит, как правило, формальный характер и ограничивает конкурентоспособность обучающих организаций. Можно привестипо этому поводу ряд аргументов. Во-первых, в Общероссийском классификаторе насчитываются сотни видов экономической деятельности. Данная классификация используется для государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовки статистической информации для сопоставления на международном уровне. Кроме того, в настоящее время даже небольшие организации имеют, как правило, несколько ОКВЭД. Во-вторых, опыт проведения обучения в различных областях производственной безопасности показывает, что однотипных групп в отношении технологических процессов, оборудования, должностных обязанностей слушателей практически не встречается.

    Актуальность обучения современным методам управления рисками повреждения здоровья

    Правовое регулирование в области охраны труда на современном этапе в значительной степени основывается на принципах управления, присущих советской экономике, с высокой степенью государственного нормирования. С учётом действовавшей до начала 2011 года системы нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, число таких актов было около тысячи. Возможность соблюдения многочисленных требований безопасности в СССР обеспечивалась наличием крупных отраслей и предприятий, имеющих специализированные службы или штат квалифицированных специалистов, и государственным финансированием мероприятий.

    По данным Федеральной налоговой службы России, число действующих в стране юридических лиц на 1 июля 2011 года составляло 4,532 млн. Большинство из них – предприятия малого и среднего бизнеса. В таких организациях отсутствует возможность содержания высококвалифицированных специалистов в области охраны труда и соблюдения огромного количества государственных нормативных требований. Поэтому в настоящее время проводится работа по оптимизации нормативно-правовой базы и переходу на иные принципы деятельности в области охраны труда. Так, ещё в Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008–2010 годы в качестве главной цели были защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путём внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – государства, работодателей и работников.

    В настоящее время интерес к разработке и внедрению современных систем управления в сфере безопасности производственной деятельности, основанных на управлении рисками повреждения здоровья, всё более возрастает как со стороны работодателей, так и со стороны государства. В Минтруда России разрабатывается Положение о системе управления профессиональными рисками. С 1 января 2013 года введён в действие ГОСТ Р 54934 – 2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья», подготовленный АНО «Институт безопасности труда», группой компаний «Интерсертифика», ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации». Поэтому пропаганде современных систем управления и изучению методов управления рисками повреждения здоровья следует уделять повышенное внимание.

    Оптимизация продолжительности обучения

    Примерные учебные планы предусматривают 32 часа занятий и 8 часов, отводимых на консультации, тестирование (самоконтроль) и проверку знаний. В коммерческих и многих государственных организациях деятельность сотрудников и, особенно, руководящего состава расписана буквально по минутам. Стоимость рабочего дня квалифицированных специалистов составляет десятки тысяч рублей. Поэтому в современных условиях развития экономических отношений высшее руководство организации, руководители структурных подразделений, высококвалифицированные специалисты не имеют реальной возможности в течение длительного периода рабочего времени, пусть даже в форме самостоятельной работы, изучать данный курс.

    Это приводит к тому, что на практике приходится «оптимизировать» процесс обучения за счёт «методического мастерства», а ещё хуже, когда представители предприятий находят обучающие организации, в которых обучение можно пройти формально.

    Для сравнения можно привести Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. No 645. Объём большинства типовых учебных программ пожарнотехнического минимума составляет от 7 до 14 часов, что в значительной мере повышает привлекательность прохождения пожарно-технического минимума. До вступления в силу указанного нормативного правового акта продолжительность обучения в городе Москве руководителей, главных специалистов и ответственных за пожарную безопасность организаций составляла 40 часов, руководителей структурных подразделений и ответственных за пожарную безопасность в них – 24 часа.

    В проекте нового Порядка обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников организаций предлагается дифференцировать минимальный объём учебной программы с учётом категории слушателей. Например, для руководителей организаций и их заместителей – не менее 18 учебных часов, для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию и руководство выполнением работ на рабочих местах, – не менее 40 учебных часов, для руководителей и специалистов служб охраны труда – не менее 72 учебных часов.


    С теоретической точки зрения такой подход вполне рационален. Однако на практике он труднореализуем, так как в большинстве случаев формируются группы смешанного состава, включающие и представителей высшего руководства, и руководителей и специалистов структурных подразделений, и специалистов по охране труда. Конечно, можно построить учебную программу по модулям:

    1-й модуль – общий (предназначен для всех категорий обучающихся);

    2-й модуль – предназначен для обучающихся не менее 40 часов;

    3-й модуль – предназначен для обучающихся не менее 72 часов.

    При этом проверку знаний можно проводить либо общую по окончании изучения третьего (второго) модуля, либо по категориям обучающихся – по окончании соответствующих модулей. Но даже такой подход не только не позволит оптимизировать продолжительность обучения, но в значительной степени усложнит этот процесс. Таким образом, с практической точки зрения дифференцировать по категориям продолжительность обучения нецелесообразно.

    Анализ цели обучения, приобретаемых знаний, содержания учебного материала, пожеланий должностных лиц предприятий позволяет сделать вывод, что рациональная продолжительность данного курса должна быть ориентирована на 16 учебных часов.

    Литература

    1. Примерные учебные планы обучения по охране труда работников организаций и Примерная программа обучения по охране труда работников организаций. Утверждены первым заместителем министра труда и социального развития Российской Федерации 17 мая 2004 года. Письмо Министерства труда и социального развития от 27 мая 2004 г. No 477-7.

    2. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. No 1/29.

    3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru