На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

А. И. Петухова,

О. С. Харебина,

Н. А. Ярина

  • Энергобезопасность и энергосбережение №3, 2013

    Привлечение молодых специалистов в наукоёмкие направления производственной деятельности предприятий энергетики

    Предлагается организовать послевузовское обучение перспективных молодых специалистов по направлениям, которые интересны энергетическим компаниям. Это позволит компаниям не только решать поставленные задачи собственными силами, но и получать в штат высококвалифицированных молодых учёных, заинтересованных в результатах своей работы.

    Ключевые слова: энергетическая отрасль, кадровый потенциал, обучение, трудоустройство

    Перед энергетическими предприятиями в настоящее время стоят сложные многосторонние задачи, требующие научного подхода. Развитие нетрадиционной энергетики, повышение энергетической эффективности производства, поиск решений для снижения энергоёмкости продукции всех отраслей, в том числе использование вторичных энергетических ресурсов, проблемы экологического характера, развитие ядерной энергетики – все эти приоритетные направления обозначены на уровне Правительства Российской Федерации. Кроме того, к наукоёмким задачам традиционной энергетики можно отнести вопросы надёжности работы непрерывно устаревающего парка оборудования, математическое моделирование процессов, поиск более эффективных способов сжигания топлива и др.

    Как правило, крупные энергокомпании имеют для выполнения проектных работ и изысканий собственные инжиниринговые центры с высококвалифицированным, опытным персоналом и наличием необходимого оборудования (лаборатории, испытательные стенды, измерительное оборудование и т. д.). Но задачи на стыке различных отраслей науки выходят за рамки возможностей таких центров. Ощущается и нехватка кадровых ресурсов.

    Вариантом решения проблемы может стать привлечение научных сотрудников – химиков, физиков, металловедов, экологов, биологов и других – из вузов, научно-исследовательских институтов, технопарков. Однако такие специалисты зачастую не имеют опыта работы в энергетической отрасли и не знакомы со спецификой технологического процесса. Но и энергетики, в свою очередь, не обладают достаточной квалификацией в данных областях науки. Кроме того, высококвалифицированные научные сотрудники сконцентрированы в отдельных институтах, которые, как правило, расположены в Центральной России, и требуется привлечение дополнительных средств для найма сторонних исполнителей.

    С другой стороны, в энергетику приходят молодые специалисты, не обладающие опытом, но имеющие желание развиваться и продолжать своё образование. В этом случае возникает противоположная проблема невостребованности: работодатель не способствует дальнейшему обучению специалиста, если этого не требуют должностные обязанности, и не стремится тратить время и средства на формирование квалифицированного специалиста из молодого сотрудника. При этом возникает ситуация, при которой имеющийся потенциал остается невостребованным, снижается мотивация и заинтересованность сотрудника в результатах труда [1].

    Практический подход к решению проблемы

    Для удовлетворения нужд энергопредприятий в высококвалифицированных специалистах, а также реализации потенциала перспективных работников предлагается организация послевузовского обучения молодых специалистов по направлениям, актуальным для конкретной энергосистемы.

    Проект может быть реализован в несколько этапов.

    1. Определение возможности реализации проекта. Проект предлагается реализовать на базе наукоёмкого энергетического предприятия, обладающего необходимыми кадровыми и техническими ресурсами. Привлекаемое образовательное учреждение должно обладать высококвалифицированными кадрами по необходимому направлению.

    2. Определение востребованного направления, постановка задач, которые необходимо решить с применением научного подхода. Требования к задаче: есть сложность и актуальность для энергосистемы; для решения имеется достаточно времени; решение требует научного подхода и привлечения научного сообщества.

    3. Определение участников проекта. В работе задействованы:

    – служба по работе с персоналом энергопредприятия;

    – молодые специалисты, желающие продолжать образование, имеющие соответствующие способности и склонность к научной работе (на конкурсной основе);

    – образовательное учреждение (научно-исследовательский институт, университет и др.).

    4. Определение привлекаемых молодых специалистов-исполнителей. Исполнителями столь сложных проектов должны стать, с одной стороны, научные руководители от образовательного учреждения, с другой стороны, руководители-кураторы от производства, достаточно осведомлённые по рассматриваемому вопросу. Непосредственный исполнитель – молодой специалист, студент старших курсов, аспирант, магистрант. Среди требований, предъявляемых к исполнителю, прежде всего такие личные качества, как стремление к развитию, самореализации, заинтересованность в работе, нацеленность на результат, готовность к повышенным интеллектуальным нагрузкам. Отбор участников проекта может осуществляться с применением анкетирования, тестирования, собеседований.

    5. Определение формы обучения. В зависимости от поставленной задачи, квалификации участников и пожеланий работодателя необходимо определить форму обучения – очная, заочная. Если выбрана очная форма, то исполнитель освобождается от трудовых обязанностей, в этом случае обучение проходит за счёт организации, обучающемуся должна выплачиваться стипендия и может быть предусмотрено дальнейшее трудоустройство. По уровню обучения программы могут быть разнообразны: второе высшее образование, аспирантура, магистратура и другие. Для работодателя форма выбранного обучения также имеет значение, поскольку Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» No 125-ФЗ [2] устанавливает ряд требований к работодателю по отношению к студентам и аспирантам.

    6. Составление, согласование и подписание договоров. При поступлении исполнителя в образовательное учреждение должен быть заключён договор об оказании образовательных услуг; между исполнителем и работодателем – трудовой договор. Если речь идёт об обучении за счёт организации, договор должен предусматривать стипендию и последующие обязательства исполнителя.

    7. Обучение по выбранному направлению, решение поставленных энергетическим предприятием задач.

    8. Подготовка и защита диссертации.
    Ожидаемый эффект для энергопредприятия:

    – привлечение перспективных и заинтересованных молодых специалистов;

    – решение наукоёмких задач собственными силами без участия сторонних организаций;

    – повышение заинтересованности работников;

    – наличие в штате молодых учёных, интеграция производства с наукой.

    Для молодых специалистов:

    – саморазвитие и возможность продолжать образование без отрыва от работы;

    – карьерный рост, материальная заинтересованность;

    – получение дополнительного образования по востребованной тематике;

    – узкая специализация, высокий профессионализм в рассматриваемой области.

    Для образовательного учреждения:

    – постановка и решение задач, актуальных для современной энергетики, наиболее приближенных к реальности.

    Предлагаемый проект может быть организован без затрат для предприятия, за исключением требований ФЗ-No 125. В системе послевузовского образования предусмотрены бюджетные места, если данный уровень образования осваивается студентом (аспирантом, магистрантом) в первый раз. В противном случае работодатель может взять на себя компенсацию затрат на обучение (в зависимости от ожидаемого эффекта).

    Пример реализации проекта

    Аналогичный проект был реализован в Иркутском открытом акционерном обществе энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») – крупнейшей энергосистеме Сибири. ОАО «Иркутскэнерго», как и многие другие энергетические компании, в начале двухтысячных годов столкнулось с тем, что качество знаний выпускников вузов далеко не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются непосредственно на производстве. В решении этой проблемы компания пошла своим путём, отличным от практики других субъектов бизнеса: в 2008 году на базе Иркутского государственного технического университета она создала корпоративный учебно-исследовательский центр (КУИЦ). В апреле 2011 года En+ Group, которой подконтрольно «Иркутскэнерго», заключила с университетом договор о стратегическом партнёрстве. Теперь энергетики сделали следующий шаг и решили вкладывать силы и средства в подготовку не только студентов, но и аспирантов.

    На базе КУИЦ «Иркутскэнерго» при участии первых лиц компании ОАО «Иркутскэнерго» летом 2011 года прошло совещание, на котором были определены приоритетные наукоёмкие направления, актуальные для иркутской энергосистемы, в том числе вопросы прочности металла паровых турбин ТЭЦ, эффективность пассивации металла котлов ТЭЦ, оценка возможности применения теплонасосных установок в условиях Иркутской области, проблемы очистки сточных вод ТЭЦ, варианты снижения выбросов оксидов серы при сжигании углей на ТЭЦ.

    Был проведён конкурсный отбор выпускников – энергетиков, а также трудоустройство их в ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго». Ввиду ограниченного количества времени и отсутствия аналогичного опыта условия взаимодействия в системе «энергокомпания – аспирант – вуз» оказались недостаточно эффективными, но предлагаемый проект, учитывая имеющийся опыт, позволит усовершенствовать процедуру привлечения молодых специалистов к развитию наукоёмких направлений производственной деятельности предприятий энергетической отрасли. Кроме того, ещё одна проблема, которая может быть решена при реализации предлагаемых действий, – это ориентация научной деятельности учреждений высшего и послевузовского образования на проблемы, которые в настоящее время являются актуальными, и их решение будет иметь практическую выгоду при реализации на предприятиях промышленного комплекса и энергетических предприятиях в частности.

    Литература

    1. Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Утверждены Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 19 февраля 2000 года No 49.

    2. Федеральный закон от 22.08.1996 No 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru