На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

С. А. Дружилов


НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, г. Новокузнецк, кандидат психологических наук, доцент
  • Энергобезопасность и энергосбережение №5, 2013

    Профессионализм, профессиональная компетентность и безопасность деятельности инженеров-электриков

    Профессионализм и профессиональная компетентность рассматриваются как необходимое условие безопасности труда в энергоёмких производствах. При искажениях профессиональных ценностей личность, обладающая профессиональными навыками, может стать источником повышенной опасности. На экспериментальных данных показано расхождение представлений студентов электротехнических специальностей и экспертов о профессионально важных качествах инженеров-электриков..

    Ключевые слова: профессионально важные качества, экстремальная ситуация, несчастный случай, психологический фактор, мотивация

    Специалисты, обеспечивающие работу энергетического и электротехнического оборудования, в силу своей профессиональной принадлежности находятся в зоне повышенной ответственности. Некомпетентность такого специалиста чревата гибелью людей и нанесением вреда обществу.

    В этой статье рассмотрены два аспекта:

    – профессионально важные качества, способствующие формированию профессиональной компетенции в вузе и последующему становлению профессионализма инженера-электрика;

    – психологические факторы обеспечения безопасности профессиональной деятельности.

    Профессионализм, компетентность и профессионально важные качества

    Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям [1]. Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность, рассматриваемая как характеристика качества теоретической подготовки выпускника вуза, его знаний.

    Понятия «компетентность» и «компетенции» применительно к выпускникам вузов, в том числе электротехнического профиля, активно используются в действующем федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования, в том числе для бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электромеханика». Компетенция определяется как способность человека решать проблемы, применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

    Ранее было показано, что большинство (60 %) формулировок компетенций в ФГОС для бакалавров, подготавливаемых в вузах по указанному направлению, начинаются со слова «способность», а остальные 40 % – со слова «готовность» [2]. В психологии известно, что способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности [3]. А обнаруживаются и проявляются они лишь в процессе профессионального труда. Таким образом, склонности и задатки – это только предпосылки формирования компетенций.

    Однако для целей профессионального отбора на потенциально опасные профессии нужны ориентиры (индикаторы), соответствие которым является необходимым условием профессиональной успешности человека и соблюдения требований безопасности труда.

    Профессионально важные качества (ПВК) субъекта труда – это характеристики человека, от которых зависит успешность его профессиональной деятельности. В качестве ПВК выделяют индивидуально-психологические (типологические) свойства индивида и отношения личности [4]. К индивидуально-психологическим свойствам относятся психофизиологические (темперамент, свойства нервной системы), особенности психических процессов (сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные), а также эмоциональные, волевые, коммуникативные и другие свойства. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, тем или иным профессиональным задачам и т. д. К ПВК относят также мотивацию личности, её направленность, смысловую сферу, характер [5].

    Было проведено исследование оценки студентами старших курсов специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок» значимости ряда индивидуально-психологических качеств, предварительно выделенных экспертами (инженерами-электриками, имеющими стаж более 20 лет) в качестве ПВК. В опросе участвовало 15 экспертов, согласованность оценок которых проверялась, и 75 студентов старших курсов, обучающихся в Сибирском государственном индустриальном университете. Результаты исследования представлены ниже в виде диаграммы (рис. 1).


    На рис. 1: 1 – аттенционные свойства (внимание – его избирательность, объём, устойчивость, распределение, переключение);
    2 – наблюдательность; 3 – мнемические свойства (память – её объём, скорость запоминания, прочность сохранения материала, точность и скорость воспроизведения и др.);
    4 – моторные (двигательные) свойства – точность и скорость движений;
    5 – сенсорные свойства (чувствительность анализаторов, способность к различению температуры, оттенков цвета и т. д.);
    6 – имажитивные свойства (способность оперировать образами объектов, воображение, прогнозирующие свойства);
    7 – мыслительные (интеллектуальные) свойства;
    8 – эмоциональная устойчивость, устойчивость к стрессу;
    9 – волевые качества;
    10 – речевые (громкость, четкость, разборчивость речи);
    11 – коммуникативные свойства (способность устанавливать межличностные контакты, общительность, организаторские способности).

    Из рис. 1 видно, что субъективные представления студентов не в полной степени соответствуют реальной значимости ряда ПВК специалиста. Студенты недооценивают значение для выбранной ими профессии мыслительных способностей, а также волевых качеств и имажитивных свойств. В то же время эксперты оценивают данные качества как «необходимые в большинстве случаев» или даже относят их к категории «безусловно необходимых» для данной профессии. С другой стороны, студенты явно переоценивают значимость для успешности в выбранной ими профессии моторных и сенсорных свойств. Указанные ПВК могут быть диагностированы с помощью соответствующих батарей методик, имеющихся в арсенале психолога.

    Объективные и субъективные причины несчастных случаев на производстве

    Для инженера-электрика значимы знания психологических закономерностей поведения людей (в том числе подчиненных) в опасных ситуациях.

    Вина человека может быть констатирована в 60–90 % несчастных случаев на производстве. При этом человека принято считать виновником, если его действия (или бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Однако необходимо учитывать целый ряд объективных и субъективных факторов возникновения несчастных случаев по вине человека. В качестве потенциальных причин выступают следующие субъекты труда и условия (приводится по [6]):

    – инженер-конструктор, создавший несовершенную технику;

    – механик или электрик, плохо выполнивший её профилактику;

    – рабочий, нарушивший требования Правил техники безопасности (ТБ);

    – нормировщик, если он резко повысил нормы выработки вне всякой связи с инструкцией по ТБ;

    – руководитель, установивший нереальный срок для выполнения задания;

    – инженер по ТБ, составивший чрезмерно большое число инструкций или недостаточно грамотно сформулировавший их;

    – отдел охраны труда и ТБ, без должного внимания относящийся к обучению рабочих и руководителей;

    – мастер участка, нечётко сформулировавший задание и не обеспечивший безопасное выполнение работы;

    – неэффективная система стимулирования безопасной работы;

    – условия труда, провоцирующие несоблюдение требований ТБ;

    – неблагоприятная психологическая атмосфера в рабочем коллективе;

    – низкий уровень организации труда;

    – недисциплинированность исполнителя;

    – непроизводственные факторы (взаимоотношения в семье и др.). Возникновение несчастных случаев, как правило, связано с поведением человека в экстремальных условиях. Условия труда специалистов-электриков приближены к экстремальным. В экстремальных (в том числе аварийных) ситуациях значительно повышается психическое напряжение, возникают другие негативные психологические состояния, затрудняющие адекватное реагирование человека на аварийную ситуацию.

    Возникновение тех или иных негативных психологических состояний в труде связано с взаимодействием двух групп наиболее значимых факторов:

    1) вид ситуации;

    2) тип поведения человека в этой ситуации. В данном случае речь идет о типе реагирования (рационального – на основе знаний и умений, или эмоционального, спонтанного) на производственную ситуацию или, в общем случае, о степени готовности человека к той или иной ситуации.

    При анализе условий труда, продуцирующих те или иные психологические состояния, выделяют три вида ситуаций:

    1) внезапные, неожиданные, требующие срочной мобилизации всех его сил и средств;

    2) стандартные, стереотипные ситуации, позволяющие реагировать привычно – мгновенно, точно и без лишних усилий;

    3) ситуации, предвосхищаемые работником заранее и ожидаемые им задолго до наступления события.

    В табл. 1 приводится взаимосвязь между условиями труда, степенью готовности человека к активным действиям и психическими состояниями человека в труде.

    Поведение человека в экстремальных условиях является проявлением и результатом психологической готовности человека к деятельности. Психологическая готовность имеет две стороны:

    1) общая, длительная готовность – обеспечивается приобретенными ранее знаниями, навыками, мотивами труда;

    2) ситуативная готовность – это динамическое целостное состояние личности, её настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия.

    Можно выделить следующие компоненты психологической готовности человека к активным действиям в неожиданных ситуациях:

    1) мотивационные (стремление добиваться успеха);

    2) познавательные (понимание профессиональной задачи, знание средств достижения цели, представление о вероятных изменениях обстоятельств);

    3) эмоциональные (воодушевление, уверенность в успехе);

    4) волевые (упорство, самообладание, целеустремленность).

    Таким образом, готовность специалиста к успешным действиям в аварийных ситуациях складывается из следующих факторов: его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся; наличия времени и средств для ликвидации аварии; наличия информации об эффективности принимаемых мер.

    На эффективность поведения человека в экстремальных ситуациях оказывают влияние следующие четыре группы факторов:

    1) биологические факторы. К ним относятся безусловные рефлексы, связанные с самосохранением организма, темперамент, конституционные характеристики и т. д.;

    2) психофизиологические свойства и состояния человека. Имеются в виду такие свойства, которые проявляются в чувствительности анализаторов к обнаружению сигналов опасности. На поведение человека в опасной ситуации оказывают влияние и его психические состояния. Так состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности. Состояние же психического утомления снижает возможность человека к обнаружению опасности и противодействия ей;

    3) профессиональные качества и опыт специалиста. Здесь преимущество отдаётся не столько навыкам и умениям по достижению трудовой цели, сколько навыкам и умениям решать задачи деятельности безопасно;


    4) мотивация к труду и к его безопасности (направленность на безопасный труд).

    Исходя из названных выше факторов, оказывающих влияние на эффективность саморегуляции поведения человека в экстремальных ситуациях, можно выделить такие показатели предрасположенности к опасности, как эмоциональные свойства темперамента, в частности, неуравновешенность, низкие показатели внимания (его концентрации, распределения, переключаемости), недостаточная сенсорно-моторная координация, низкая физическая и психическая выносливость, чрезмерно высокая (или очень низкая) склонность к риску, высокая психическая напряженность (вызванная, например, неясностью задания, страхом недостижения требуемого результата и т. д.). Предрасположенность к неадекватно «опасному» поведению можно обнаружить в том, как субъект воспринимает задачу, в какой мере он устремлен к достижению цели и насколько реальным он считает возникновение несчастного случая.

    Рассмотрим влияние на производственный травматизм пола, возраста, а также социально-психологических качеств работника. Замечено, что несчастные случаи с женщинами на производстве происходят реже, чем с мужчинами. Женщины точнее выполняют предписания по безопасности труда в электроустановках, стремятся избегать работы в опасных ситуациях. Таким образом, преимущество женщин-электриков при работе в действующих электроустановках заключается в том, что они реже создают опасную ситуацию, а мужчин-электриков – в способности скорее избегать несчастных случаев в возникших опасных ситуациях.

    Статистика свидетельствует, что среди пострадавших от несчастных случаев на производстве преобладают люди в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма). Однако целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы, опытом и знаниями. Так, 22-летний выпускник вуза – инженер-электрик с большей вероятностью может быть отнесён к группе риска, чем его ровесник, закончивший после школы ПТУ и уже несколько лет проработавший в том же цехе.

    При профессиональном стаже примерно 5 лет отмечается второй пик числа несчастных случаев, причиной которого является неосмотрительность. Развитие профессиональных навыков специалиста, накопленный опыт работы без травм повышают уверенность человека в своих силах. Это часто приводит к снижению осмотрительности, ослабляет профессиональную бдительность электрика. Данное явление получило название «вторичной беспечности». Одной из действенных мер профилактики вторичной беспечности служит более строгий контроль по отношению к работникам со стажем около 5 лет со стороны руководства.

    Анализируя влияние социально-психологических качеств работников на частоту производственного травматизма, можно отметить чрезмерную самоуверенность, неуважение к коллегам, низкую эмоциональную чувствительность к другим, преувеличенно высокое проявление независимости и самодостаточности в деятельности, агрессивность – вот те качества, которые усиливают предрасположенность к несчастным случаям. С другой стороны, подмечено, что специалисты, проявляющие лидерские свойства, имеют меньшее число несчастных случаев и производственных травм.

    Влияние мотивации на безопасность труда

    Среди социально-психологических качеств, влияющих на безопасность труда, мотивация занимает самое важное место. Известно, что игнорирование норм безопасности чревато для работника получением физического и социального ущерба (вред здоровью и наказание). Рассмотрим, каково же соотношение удельного веса этих последствий в мотивах безопасной работы.

    Под влиянием чрезмерной мотивации («перемотивации») может нарушаться адекватность восприятия человеком реальной ситуации, а событие, которое является нежелательным (например, опасная производственная ситуация), кажется менее вероятным. С другой стороны, чем сильнее мотив к достижению значимой для субъекта цели, тем больше угроза её недостижения. Здесь действует закономерность, установленная на основе экспериментальных исследований в 1908 г. американскими психологами Р. Йерксом (R. Yerkes) и Дж. Додсоном (J. Dodson) и получившая известность как закон Йеркса-Додсона: «Деятельность не достигает успеха, когда человек чего-то совсем не хочет или хочет этого чрезмерно».

    Рассмотрим мотивы производственного труда и их взаимосвязь. В труде, согласно исследованиям, проявляются пять основных мотивов:

    1) выгода;

    2) безопасность;

    3) удобство;

    4) удовлетворенность;

    5) нивелирование в трудовом коллективе.

    Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода (заработная плата, премиальные), и социальная выгода (престиж, самоутверждение, профессиональная гордость). Наличие выраженной связи между фактическими результатами труда и полученными при этом выгодами, как показывают исследования, усиливают силу мотива выгоды. Поэтому важно, чтобы рабочих систематически и своевременно информировали о результатах их труда.

    Мотив безопасности проявляется в стремлении избегать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью понимается не только возможность физических повреждений, угрожающих здоровью и жизни работника, но и материальные опасности, связанные с поломкой техники, лишением премии, снижением разряда, понижением в должности, а также опасности общественного порядка (административные наказания, потеря уважения, авторитета и пр.).

    Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно оказываются не те, которые объективно являются самыми простыми, а те, для выполнения которых у человека выработаны навыки. Особенно «неудобными» оказываются те элементы и приёмы труда, которые представляются рабочему ненужными и противоречат сложившимся у него навыкам. Поэтому порой средство индивидуальной защиты, без которого, по мнению работника, можно обойтись, представляется ему особенно неудобным, хотя на деле оно может почти не мешать работе.

    Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Такое удовлетворение может возникать непосредственно от достигнутого результата, а может быть опосредованно тем вкладом, который вносит данный результат в достижение более далекой цели. Появление мотива удовлетворенности зависит от ценностных ориентаций, склонностей, интересов работника. Такой мотив особенно силён тогда, когда профессия соответствует личностной направленности работника, представляется ему престижной. Однако и в таких профессиях одни виды деятельности могут создавать большую, другие – меньшую удовлетворённость.

    Мотив нивелирования проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, как принято поступать в данной рабочей группе, иначе говоря, в стремлении быть «не хуже других». Этот мотив принципиально отличается и от мотива социальной выгоды, и от мотива избегания общественного осуждения тем, что в данном случае человек не ждёт ни награды, ни наказания. Мотив учёта мнения товарищей происходит от свойственного человеку стремления присоединиться к мнению окружающих, от осознания, что окружающие чего-то ожидают от него.

    Все перечисленные мотивы присутствуют в деятельности любого работника. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных работников не одинаковы. Иерархия мотивов вместе с иерархией потребностей [7] отражают то ядро личности, которое можно определить как её направленность.

    Существуют и другие объективные закономерности, которые влияют на силу мотивации [8].

    1. Влияние осознанности объекта мотивации [9]. Если работник недостаточно чётко представляет опасность своего труда, а поэтому недостаточно ясно осознаёт пользу средств защиты и правил ТБ, то сила его мотивации к использованию этих средств и выполнению правил будет невысокой. В результате его поведение в данном труде будет детерминировать не мотив безопасности, а иные мотивы (достижения результата, удобства и подобные).

    2. Влияние навыка на силу мотива. Навыки способствуют улучшению результатов деятельности, а более успешная деятельность становится и более притягательной в будущем. Следовательно, вырабатывая навыки по соблюдению правил ТБ, человек усиливает собственную мотивацию к выполнению этих правил. Причём под воздействием более сильного мотива становление навыка идет быстрее. Получается «замкнутая цепочка» психологических факторов: сильный мотив способствует становлению навыка, а устанавливающийся навык в ещё большей мере усиливает этот мотив.

    3. Влияние исходной притягательности предметов мотивации на силу мотивов. Человеку свойственно идеализировать притягательные предметы, что способствует ещё большему усилению стремлений к этим предметам или делает их объектом других мотивов.

    В качестве примера рассмотрим исходную производственную ситуацию, которую в дальнейшем можно использовать для иллюстраций различных психологических эффектов.

    Например, работник в конце смены мотивирован быстрее завершить задание. Но тут он узнаёт, что должен до конца работы решить некоторый важный для него вопрос. Теперь уже два мотива будут побуждать его действовать быстрее. Под влиянием подобной усиленной мотивации, как показали исследования американского психолога Д. МакКлелланда (D. McClelland), может нарушиться адекватность восприятия, и человек будет воспринимать ситуацию такой, какой хотел бы её видеть, а не такой, какой она является в действительности. К тому же под влиянием сильного мотива, который понижает критичность оценки окружающих условий, человек может легко принять желаемое за действительное [10]. В приведенном примере работник под влиянием сильной мотивации к быстрому завершению работы может в спешке неверно оценить ситуацию, принять задачу за более простую, допустить ошибку с опасными последствиями.

    4. Влияние трудности задания на силу мотивации к его выполнению. Американский психолог Дж. Аткинсон (J. Atkinson) экспериментально показал, что при выполнении исполнителем простейших заданий, где вероятность успеха была близка к единице, мотивация близка к нулю. С другой стороны, мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных заданий, где вероятность достижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было [11]. Исследователь отмечал, что наибольшая сила мотива проявлялась при выполнении заданий средней трудности, где имелось достаточно надежд на успех, но где присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным. Полученная закономерность изменения силы мотива (М) как функции трудности задачи, то есть вероятности (p) недостижения цели представлена на рис. 2.


    На рис. 2 прослеживается явная связь с мотивами труда, прежде всего, с мотивом удовлетворенности. Очень простое задание, порученное квалифицированному рабочему, часто вызывает нежелание его выполнять, иногда даже невзирая на наличие высокой материальной выгоды.

    Мотивы зачастую входят в противоречие, и возникают конфликты мотивов. Проанализируем возможный конфликт между мотивом выгоды и мотивом безопасности.

    Если формально оценить влияние различных правил и инструкций по ТБ на процесс труда, то легко заметить, что все они, ограждая рабочего от опасности, одновременно налагают соответствующие ограничения на его поведение. Не будь этих правил, работник волен был бы выполнять действия любым способом, который он сочтёт в данный момент выгодным, удобным для себя. Правила же устанавливают границы, в рамках которых он должен работать. Аналогично и средства защиты ограждают работника от опасности и при этом в той или иной мере огра ничивают свободу его действий.

    В психологии существует понятие градиента цели [12], которое означает, что с приближением цели усиливается сила мотива к её достижению, или, другими словами, при равных по силе соперничающих мотивах побеждает тот, который быстрее реализуется (имеет более высокий градиент).

    Для работника получаемая выгода (большая выработка) реализуется здесь же, в процессе работы, и её вероятность выше, чем вероятность опасности. Поэтому-то градиент выгоды оказывается выше, чем градиент опасности, и это способствует выбору второй стратегии [8].


    Как видно из рис. 3, сила мотива достижения (X) к реальной цели растёт пропорционально приближению к ней. Сила же мотива избегания (Y) возможной опасности растёт по мере приближения к цели вначале слабо и только перед самой целью и её опасностью, если она оказывается близкой и её реализация представляется возможной, резко возрастает. Если же реализация опасности расценивается как маловероятное событие, то мотив избегания опасности может сохраниться на низком уровне и вообще не возрастать.

    Из приведённых зависимостей следует, что имеются объективные причины, делающие мотив выгоды более предпочтительным по сравнению с мотивом безопасности. Отсюда вытекают и возможные пути борьбы на производстве с таким ненормальным положением.

    1. Находить пути подкрепления и усиления мотива безопасности. Как и выработку (производительность), нужно стимулировать и безопасную работу – поощрять её материально и социально. Если учесть суммарные потери, возникающие за счёт несчастных случаев, то оказывается, что затраты на такое поощрение многократно окупаются за счёт снижения потерь от травматизма.

    2. Создавать такую технику и организацию труда, чтобы получение выгоды за счёт нарушения ТБ стало бы невозможным. А там, где подобная техника ещё не внедрена, следует культивировать в коллективе психологический климат, при котором падение авторитета из-за нарушения правил ТБ сводило бы на нет все материальные выгоды, которые могли бы быть достигнуты за счёт нарушений.

    Влияние возраста, трудового стажа и образования на профессиональную успешность

    В динамике развитие психических функций у взрослых характеризуется следующими данными. Наибольшая восприимчивость социального и профессионального опыта у взрослого наблюдается в возрасте 18–25 лет. Имеются данные, согласно которым после 25 лет способность к обучению человека снижается ежегодно на 1 % [13]. В указанный возрастной период (с 18 до 25 лет) происходят наибольшие изменения в мыслительных свойствах. Этот же период характеризуется наибольшей подвижностью и гибкостью взаимосвязей между памятью и вниманием.

    В возрасте 26–29 лет внимание по своему развитию опережает развитие памяти и мышления. Это связано с резкой перестройкой личности:
    определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в обществе. В 30–33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, мышления и внимания; к 34–40 годам – некоторый спад, а затем вновь незначительный подъём уровня памяти, мышления, внимания.

    Исследователи сходятся во мнении, что пик развития интеллектуальных функций располагается между 18 и 20 годами. Если принять способность к логическим операциям 20-летнего человека за образец, то в 30 лет она составит 96 %, в 40 лет – 87 %, в 50 лет – 80 %, а в 60 лет – 75 % [14].

    Знание возрастных особенностей изменения психических функций позволяет человеку более эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал, а также учитывать потенциал своих подчинённых, а значит быть более успешным в своей профессиональной деятельности.

    Форма образования и профессиональная карьера

    Важное значение для профессиональной карьеры имеет не только наличие соответствующего диплома, но также время и форма приобретения работником среднего и высшего профессионального образования. Продолжительность систематического обучения влияет на закрепление человека в профессии, рост его квалификации способствует формированию активной профессиональной и жизненной позиции. В плане уровня профессиональных знаний преимущество – за обучением с отрывом от производства. Однако практики, получающие образование по заочной форме обучения и имеющие возможность связывать теорию с конкретным делом, быстрее и энергичнее других осваиваются на командных высотах.

    Определенную роль в становлении специалиста играет и его должностной путь. Как показывает практика, должностное движение в рамках линейной структуры производства (мастер -> старший мастер -> начальник участка -> заместитель начальника цеха по электрооборудованию -> главный электрик производства и т. д.) формирует более решительных и ответственных руководителей, а в рамках функциональной структуры (специалист -> руководитель группы -> начальник отдела и т. д.) – более осторожных, но знающих, высококвалифицированных.

    Профессиональная траектория очень индивидуальна. При этом единственной гарантией прогрессивного развития и профессиональной защищенности инженера-электрика являются активность и профессиональная компетентность самого человека.

    Общество – это, прежде всего, сообщество тех, кто делает что-то полезное. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества, а не рынок, который является только формой организации производства и обмена. А это значит, что инженеры, стоящие на острие технического прогресса и занимающиеся созидательной деятельностью в энергоёмких производствах, всегда будут востребованы, если они обладают профессиональной компетентностью и профессионализмом.

    Профессионализм – это не только высококвалифицированный труд, но и особое мировоззрение человека, его отношение к труду, внутренняя принадлежность к профессиональным ценностям. При отсутствии или деформации таких личностных свойств профессиональная готовность человека может реализовываться в деструктивном поведении [15], которое становится источником повышенной опасности для окружающих и общества в целом.

    Литература

    1. Дружилов С. А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению профессионализма человека // Психологические исследования: Электронный научный журнал. – 2012. – № 1 (21). – С. 2.

    2. Дружилов С. А. Проблемы и особенности подготовки бакалавров по профилю «Электропривод и авто- матика» // Электрика. – 2011. – № 8. – С. 38–42.

    3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

    4. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология / Под ред. А. А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. – 224 с.

    5. Толочек В. А. Современная психология труда : Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 479 с.

    6. Балабаев А. А., Зыкова О. А. Безопасность труда на предприятии. – М.: Профиздат, 1989. – 96 с.

    7. Дружилов С. А. Основы психологии профессиональной деятельности инженеров-электриков: Монография. – М.: Академия естествознания, 2010. – 119 с.

    8. Котик М. А. Психология и безопасность. 3-е изд. – Таллинн: Валгус, 1989. – 447 с.

    9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

    10. МакКлелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

    11. Atkinson J. W. Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychol. Rev. 1957. 64. P. 359–372.

    12. Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

    13. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. – Л.: ЦПК, 1991. – 62 с.

    14. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы психологического анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.

    15. Дружилов С. А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. – 2009. – № 1. – С. 90–102.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru