На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

А. М. Матвиевский


Енисейское управление Ростехнадзора, заместитель начальника отдела по надзору в теплоэнергетике, г. Красноярск

 

Е. В. Костоустова


Институт управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета, старший преподаватель
  • Энергобезопасность и энергосбережение №4, 2014

    Об отдельных итогах реализации Федерального закона об энергосбережении

    В 2009 году с целью создания правовых, экономических и организационных основ энергосбережения и повышения энергетической эффективности функционирования государственных и муниципальных учреждений вступил в силу Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с нормами статьи 48 указанного закона организации с участием государства или муниципального образования обязаны были принять программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 15 мая 2010 года [1].

    Согласно положениям статьи 2, к организациям с участием государства или муниципального образования относятся юридические лица, созданные в форме государственного или муниципального учреждения. Отнесение учреждения к государственному или муниципальному определено статьёй 9.1 Федерального закона № 7 от 12.12.1996 г. «О некоммерческих организациях»: государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием. Здесь же определены основные типы государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казённые учреждения [2].

    Большую долю организаций с участием государства и муниципального образования составляют учреждения здравоохранения и учебные заведения всех уровней. Такие учреждения функционируют, как правило, в статусе государственных или муниципальных бюджетных учреждений и вне зависимости от типа учреждения должны выполнять требования, установленные законом «Об энергосбережении» по принятию и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

    Нужно отметить, что требование закона в области принятия и реализации программ не распространяется на негосударственные (немуниципальные) учреждения.

    Основные требования к содержанию программы установлены статьёй 25 закона. В соответствии с ними программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетного учреждения в обязательном порядке должна содержать [1]:

    – целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации программы;

    – значения соответствующих целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    – мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

    – ожидаемые результаты в натуральном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

    – ожидаемые результаты в стоимостном выражении от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

    – экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    При разработке таких программ необходимо учитывать и требования статьи 24 закона, поскольку начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объёма потребляемых им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объёма фактически потреблённого им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на 3 % [1].

    Основанием для разработки и содержания программы помимо вышеуказанного закона необходимо считать следующие нормативные правовые акты и документы [3–7]:

    – распоряжение Правительства РФ № 1830-р от 01.12.2009 г. «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации»;

    – постановление Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 г. «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

    – приказ Министерства регионального развития РФ № 61 от 17.02.2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

    – приказ Министерства регионального развития РФ 7.07.2010 № 273 «Об утверждении методики расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»;

    – методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждённые Министерством экономики РФ № ВК 477 от 21.06.1999 г., Министерством финансов РФ, государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.

    На сегодняшний день отсутствуют чёткие требования к форме программы, однако Федеральным законом 28.12.2013 № 399 внесён ряд изменений в Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, установлено, что до 1 июля 2014 года федеральным органом исполнительной власти должны быть утверждены [8]:

    – требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и отчётности о ходе их реализации;

    – методика расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

    – порядок представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

    Большая часть руководителей учреждений на тот момент не была подготовлена к выполнению требований закона «Об энергосбережении» по разработке программы. Руководителями разработаны программы исходя из собственного понимания этого вопроса либо по аналогии с ранее разработанными другими учреждениями программами, также не соответствующим установленным требованиям.

    По результатам анализа содержания программ в области энергосбережения и энергетической эффективности бюджетных учреждений авторами сформулированы некоторые замечания к ним:

    – программа не содержит целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения;

    – программа не содержит перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не определены ожидаемые результаты от проведения мероприятий в натуральном и стоимостном выражении;

    – не определён экономический эффект от проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

    – необоснованно завышены (или занижены) ожидаемые результаты от реализации мероприятий;

    – содержащиеся в программе мероприятия носят лишь общий, организационный характер;

    – расчёты целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не выполнены в сопоставимых условиях;

    – программа в случае её реализации не позволяет обеспечить снижение в сопоставимых условиях требуемого объёма потребляемого учреждением ресурса.

    Очевидно, что разработанные и принятые с такими существенными замечаниями программы не позволят добиться каких-либо существенных результатов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности для учреждения. Подавляющая часть программ требует глубокой и серьёзной переработки. Ожидаемые результаты на сегодняшний день не достигнуты. Все это влечёт за собой невысокий, а в некоторых случаях нулевой результат деятельности бюджетного учреждения в сфере энергосбережения.

    Для повышения результативности действий предлагается руководителям бюджетных учреждений предпринять следующее:

    – выявить наиболее энергоёмкие источники потребления электрической и тепловой энергии;

    – выявить временные периоды повышения уровня расходования энергетических ресурсов;

    – определить планируемые к реализации мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выполнить оценку их последствий исходя из реально обоснованной возможной экономии ресурсов и финансовых затрат;

    – изучить рынок нового оборудования и приборного парка с высоким классом энергоэффективности, приобретение которого позволит обеспечить более рациональное расходование ресурсов;

    – в случае приобретения такого оборудования привлечь к монтажу и обслуживанию специализированные организации, которые уже имеют опыт работы и положительные результаты.

    Немаловажным моментом является ориентация руководителя учреждения на работу с чёткой расстановкой приоритетов действий, которая позволит достичь определённых результатов в сфере энергосбережения.

    Литература

    1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон № 261 от 23.11.2009 г.

    2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

    3. Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ № 1830-р от 01.12.2009 г.

    4. О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: Постановление Правительства РФ № 1225 от 31.12.2009 г.

    5. Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: Приказ Министерства регионального развития РФ № 61 от 17.2.2010 г.

    6. Об утверждении методики расчёта значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях: Приказ Министерства регионального развития РФ № 273 от 7.07.2010 г.

    7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждённые Министерством экономики РФ № ВК 477 от 21.06.1999 г., Министерством финансов РФ, государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.

    8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон № 399 от 28.12.2013 г.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru