На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

Е. А. Неретина


Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой маркетинга

 

И. О. Корокошко


Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, кандидат психологических наук, доцент, директор Мордовского центра научно-технической информации – филиала Российского энергетического агентства Минэнерго России
  • Энергобезопасность и энергосбережение №6, 2014

    Высокотехнологичные предприятия инновационного бизнеса России в сфере энергосбережения: состояние и перспективы

    Инновационные предприятия, работающие в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, выполняют важные стратегические функции и способствуют достижению результатов в приоритетных направлениях науки и техники. В связи с этим особое значение придается развитию инновационного бизнеса, поддержке и стимулированию стратегических инициатив, связанных с реализацией крупных энергетических проектов.

    Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, наукоёмкие технологии, инновационный бизнес

    В последние годы в мире наблюдается ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей, о чём свидетельствует рост объёмов добавленной стоимости в высокотехнологичных производствах по классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 4 раза [1]. Строится новый инновационно-технологический уклад, основу которого составляют нанотехнологии, биотехнологии, ИКТ, технологии производства новых материалов. Это находит отражение в приоритетах научных исследований и принятых государственных стратегиях ведущих стран мира на ближайшие десятилетия.

    По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году количество российских организаций, осуществляющих технологические инновации, несколько увеличилось и составило 9,9 % по сравнению с 9,4 % в 2009 году. Однако это значительно ниже показателей, характерных для других стран, например, Германии (69,7 %), Ирландии (56,7 %), Бельгии (59,6 %), Эстонии (55,1 %), Чехии (36,6 %). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8 %). Реальными конкурентами России в сфере инноваций становятся не только страны-лидеры, но и развивающиеся страны, в том числе страны СНГ (рис. 1) [2].


    Недостаточный уровень инновационной активности отечественных предприятий усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Хотя в абсолютном выражении объёмы инновационной продукции постоянно повышаются. В 2012 году затраты на технологические инновации возросли до 583 660,6 млн руб. (в 2009 году они составляли 358 861,1 млн руб.). К сожалению, рост объёмов бюджетных средств, направляемых на поддержку исследований и разработок и на развитие сектора генерации знаний, не способствовал инновационной активности предприятий.

    Переход экономик стран-лидеров на новый технологический уклад, курс на ресурсосбережение и альтернативную энергетику резко повысили неопределённость в развитии России, основой специализации которой на мировых рынках остаётся экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и др.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для её модернизации.

    В период до 2030 года прогнозируется также значительный рост внутреннего потребления энергоресурсов. Особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков будут связаны с процессами их реструктуризации, увеличением удельного веса развивающихся стран, обострением конкуренции. Кроме того, в последние десятилетия существенно возросла степень неопределённости и рисков на мировых рынках, в том числе в связи с резкой и непредсказуемой динамикой цен на нефть, негативными последствиями мирового финансового кризиса, угрозами дефицита поставок энергоресурсов в посткризисный период, неоднозначными перспективами заключения международных соглашений по вопросам экологической политики и изменения климата.

    В настоящее время потенциал развития высокотехнологичного комплекса в России ограничен ядерными технологиями, производством оружия и военной техники, жидкостных ракетных двигателей и некоторыми другими видами деятельности. Ситуацию осложняют высокий уровень износа основных фондов (по ряду направлений от 50 до 74 %) и длительные сроки службы оборудования – более 20 лет при максимально эффективной норме эксплуатации в 9 лет [1]. Все это лишь часть проблем, которые ограничивают и сдерживают развитие высокотехнологичного комплекса России.

    По оценкам экспертов, по уровню развития высоких технологий Россия отстаёт на 10–15 лет, а по некоторым направлениям – на 20 лет [3]. В табл. 1 представлены некоторые индексы инновационного потенциала применительно к России за 2009 год [4].

    Индексы инновационного потенциала стран мира, представленные в табл. 1, используются как самостоятельно, так и в качестве субиндексов в более общих индексах. Например, по значению Knowledge Economy Index, куда входит субиндекс инновационного потенциала, Россия в 2009 году занимала 60 место среди 145 стран мира. По значению Global Competitiveness Index, куда также входит субиндекс инновационного потенциала, Россия в 2009 году занимала 63 место среди 133 стран мира [5–8]. При этом в 2014 году, по данным Global Innovation Index, Россия заняла уже 49 место.

    Используется также множество субиндексов инновационного потенциала в науке, технологии, образовании, культуре, человеческом капитале и т. д., например, WEF Technology Index, Science and Technology Capacity Index RAND Corporation, Global Creativity Index, Innovative Culture Index, Green Innovation Index, с помощью которых измеряют экологическое инновационное развитие, разработаны индексы инновационного потенциала для отдельных групп стран, например Summary Innovation Index для стран ЕС [7, 9–11]. В табл. 2 представлен рейтинг России среди стран мира по значениям некоторых индексов инновационного технологического потенциала [4, 7].


    Если использовать факторный анализ рангов 45 стран по индексам, представленным в таблице, то первый фактор объясняет 83,2 % суммарной дисперсии [4]. Это означает, что на 83,2 % проанализированные рейтинги стран мира измеряют одну и ту же характеристику, именно, технологический инновационный потенциал. Если использовать процедуру «Factor Scores» по методу «Regression», то Россия будет занимать 29 место среди 45 стран по значению factor score для одного выделенного фактора.


    Анализ инновационного потенциала предприятий позволяет выделить ряд факторов, влияющих на инновационное развитие современной России (табл. 3).


    Как видно из табл. 3, значимыми факторами развития инновационной деятельности и формирования инноваций являются прежде всего экономические, политические и социально-психологические. Наиболее эффективно решать эту проблему можно только при взаимосвязанном, комплексном реагировании на них. К числу сдерживающих факторов относятся коррупция, недофинансирование науки и НИОКР, низкая эффективность образовательной и научной инфраструктуры. В итоге уровень инновационного потенциала России можно оценивать как средний, однако в перспективе инновационный рейтинг России будет повышаться [2].

    Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям, представлен на рис. 2.

    Мировой экономический кризис 2008–2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей, привёл к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные проблемы российской инновационной системы. Решение задач посткризисного восстановления, ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на Россию ряда внешних и внутренних вызовов, которые, с одной стороны, осложняют достижение поставленных целей, а с другой – диктуют необходимость ещё большей интенсификации усилий по решению накопленных в экономике и инновационной системе проблем.


    В целом расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к ВВП) значительно ниже, чем в странах – инновационных лидерах (1,04 % и 2,5–4,5 % соответственно) [8]. Кроме количественного отставания российских компаний по уровню инновационной активности наблюдаются значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне предприятий. Российская инновационная система имеет преимущественно имитационный тип и слабо ориентирована на создание радикальных нововведений и новых технологий. Доля российских инновационно-активных предприятий составляет всего 16 % по сравнению с 35 % в Японии и Германии, 41–43 % в Бельгии, Франции и Австрии, 51–55 % в Дании и Финляндии.

    Отличается и структура расходов на технологические инновации. В России доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами организаций, в 2009 году составила 16,4 % общего объёма затрат на технологические инновации (сторонними организациями – 10,9 %). При этом на приобретение машин и оборудования компании направляют 51,2 % всех инновационных затрат, на обновление программных средств – 1,3 % [8]. Подобная стратегия распределения расходов на инновационную деятельность характерна для стран с низким научным потенциалом, например, Словакии, Кипра. У западноевропейских стран разительно отличается структура затрат на инновации, в которой до 80 % тратится на исследования и разработки. Так, в Нидерландах доля исследований и разработок, выполненных собственными силами, составляет 62,5 % (сторонними организациями – 17,6 %), на приобретение машин и оборудования и программных средств приходится 19 % общих затрат на инновации. То же характерно для Дании, Бельгии, Швеции и целого ряда других стран ЕС [2].

    Эффективность использования инфраструктуры остаётся пока на недостаточном уровне. Прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Несмотря на это, за последние 10 лет по всей стране при поддержке государства создано множество объектов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования и т. д. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора. Кроме того, в России действуют более 140 инновационно-технологических центров и технопарков. В рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков. Начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны. В декабре 2013 г. экспертным советом Минэкономразвития в производственные особые экономические зоны России приняты ещё 10 новых резидентов.


    В настоящее время приоритетными направлениями развития исследований и разработок в такой отрасли ТЭК как электроэнергетика являются «умные сети», накопители энергии, низкотемпературные линии передач с минимальными потерями энергии, применение комплексно-распределительных устройств с электрогазовой изоляцией, использование цифровых устройств автоматики для энергообъектов 110–500 кВ в целях повышения надёжности функционирования энергосистем. Новый подход к повышению энергоэффективности сформирован на основе полученного ранее научно-технического задела и реализуется в виде стратегического направления реализации государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ в сфере образования и науки.

    Проекты технологической платформы «Энергосбережение» реализуются в следующих тематических разделах федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»: энергетика и энергосбережение, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы. Стратегической задачей технологической платформы «Энергосбережение» является организация работ по повышению эффективности использования энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях бюджетной сферы за счёт использования механизмов частно-государственного партнёрства и объединения ресурсов ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» с ресурсами других федеральных целевых программ в области науки и образования (в частности, «ФЦП развития образования на 2006–2010 годы» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»), отраслевых и региональных программ повышения эффективности и энергосбережения, в том числе программ Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинской области, Краснодарского края и др. Особенностью технологической платформы «Энергосбережение» является её комплексный характер, при котором охватывается весь спектр работ, направленных на повышение эффективности использования энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях [7].

    Приоритетными в реализации инноваций технологической платформы «Энергосбережение» являются тематические направления, представленные на рис. 3.

    Предусмотренные мероприятия в области энергоэффективности и энергосбережения реализуются при участии научно-исследовательских организаций, вузов, промышленных предприятий, бизнес структур, включая предприятия малого бизнеса.

    В настоящее время в рамках реализации программ повышения энергоэффективности вузам для закупки предлагаются различные виды инновационной продукции высокотехнологичных предприятий России: световые приборы, обеспечивающие уменьшение затрат электроэнергии с одновременным снижением факторов экологического загрязнения; многоканальные устройства управления освещением, обеспечивающие управление энергосберегающими светильниками; система теплоснабжения зданий на базе энергоэффективных технологий автоматизированного управления; интеллектуальные датчики и компоненты энергосберегающей системы управления климатом на базе беспроводных терморегуляторов и др.

    Под влиянием рыночного спроса в России опережающими темпами будут развиваться малоэнергоёмкие отрасли промышленного производства, специализирующиеся на выпуске высокотехнологичной и наукоёмкой продукции. При этом энергоёмкие материально-сырьевые производства будут развиваться значительно медленнее, что должно привести к структурной трансформации российской экономики в пользу менее энергоёмких секторов и отраслей. Среди высокотехнологичных предприятий инновационного бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности России можно выделить такие организации, как ООО «Фотон», ЗАО «Российская приборостроительная корпорация „Системы управления“», ЗАО «Воронежский инновационно-технологический центр», ОАО «ИНСОЛАР-ЭНЕРГО», ООО «НПА разработчиков и производителей электронных систем электротехники», ООО «ЭнерГео»; ООО «Энергоресурс-СТЭ», ГОУ ВПО «Московский энергетический институт (технический университет)», АНО «Национальный ИАЦ энергоресурсоэффективных технологий», ООО «Уральский центр инновационных технологий», АНО «РУСДЕМ-Энергоэффект», ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр», ФГУП «Всероссийский электротехнический институт имени В. И. Ленина», Некоммерческое партнёрство «Национальное углеродное соглашение», ООО «ТехноИнжПромСтрой», ЗАО «Оптима», ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» и др.

    Проведённый анализ современного состояния и перспектив развития высокотехнологичных предприятий и организаций инновационного бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволяет говорить о том, что при создании нового, более мощного, чем нефтегазовый комплекс, источника экономического роста российский энергетический сектор высокотехнологичной индустрии сохранит своё определяющее значение в решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщённость ряда регионов и сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства. Снижение зависимости экономики от энергетического сектора будет сопровождаться качественным изменением роли ТЭК в жизни страны. Являясь крупнейшим заказчиком для предприятий (машиностроения, металлургии, химии, строительства, транспорта), российский энергетический сектор внесёт весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики. Он также сохранит своё влияние на социальную ситуацию в стране, поскольку уровень энергетического комфорта и степень доступности энергетических ресурсов во многом определяют качество жизни россиян.

    Литература

    1. Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

    2. Гордон Б. Г. Идеология безопасности. – М.: Труды НТЦ ЯРБ, 2006. – 236 c.

    3. Гордон Б. Г. Эволюция безопасности атомных станций / / Информационное агентство «ПроАтом» [Электронный ресурс]. Код доступа: www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3502.

    4. Основы обеспечения экологической безопасности химических производств с использованием методов анализа риска. Риск: терминология, классификация, подходы к нормированию. Основные этапы анализа и оценки экологического риска на территориях, прилегающих к химическим предприятиям [Электронный ресурс]. Код доступа: www.cis/download/lek_3.doc.

    5. Острейковский В. А., Швыряев Ю. В. Безопасность атомных станций. Вероятностный анализ. – М.: Физматлит, 2008. – 352 с.

    6. PRA Procedures Guide: A Guide to the Performance of Probabilistic Risk Assessments for Nuclear Power Plants: Chapters 1–8 (NUREG/CR-2300, Vol. 1) [Электронный ресурс]. Код доступа: www.nrc.gov/reading-rm/doc-collections/nuregs/contract/cr2300/vol1.

    7. Об утверждении Положения об основных рекомендациях к разработке вероятностного анализа безопасности уровня 1 для внутренних инициирующих событий для всех режимов работы энергоблока атомной станции [Электронный ресурс]. Код доступа: www.secnrs.ru/state_job/11_519.pdf.

    8. Технический отчёт «Исследование методологии применения вероятностного анализа безопасности (ВАБ) в области магистрального нефтепроводного транспорта на основе анализа отечественного и мирового опыта. Разработка основополагающих нормативных и методических документов внедрения ВАБ для объектов магистральных нефтепроводов». Этап № 1. «Анализ основных тенденций развития и перспектив при обеспечении безопасности потенциально-опасных промышленных объектов». – М.: ВНИИСТ, 2005. – 164 с.

    9. Швыряев Ю. В. Вероятностный анализ безопасности при проектировании и эксплуатации атомных станций с реакторами ВВЭР: Дисс. д-ра технич. наук. – М.: 2004. – 340 с.

    10. Кузнецов В. М., Шингаркин М. А., Хвостова М. С. Обеспечение радиационной безопасности населения, радиационно-экологический мониторинг гидросистем и территорий, находящихся в зоне воздействия ФГУП ПО «Маяк».– М.: «НИПКЦ Восход-А», 2013. – 160 с.

    11. Нормы радиационной безопасности (НРБ 99/2009). Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача России 7 июля 2009 г. № 47.

    12. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. (ОПБ 88/97). НП 001 97, утверждённые постановлением Госатомнадзора России 14 ноября 1997 г. № 9. Введены с 1 июля 1998 г.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru