На главную страницу Rambler's Top100

О журнале

Архив

Разделы

Полезные ссылки

Rambler's Top100

Yandex.CN Сделано для России , тематический каталог отборных русских сайтов.

 

В. Л. Титов


Московский институт энергобезопасности и энергосбережения, кандидат технических наук, доцент, почётный энергетик, член-корреспондент Российской инженерной академии

 

С. П. Зернес


выпускающий редактор журнала «Энергобезопасность и энергосбережение», член Международной федерации журналистов, The International Science Writers Association
  • Энергобезопасность и энергосбережение №3, 2015

    Профессиональные стандарты для энергетики и топливно-энергетического комплекса

    Профессиональные стандарты, особенно в применении к инженерной деятельности, могут стать теми необходимыми документами, которые послужат связующим звеном между сферой труда и сферой образования для повышения эффективности подготовки кадров и управления персоналом. В настоящее время разрабатываются новые профессиональные стандарты «Специалист энергослужбы (энергохозяйства) предприятия и организации» и «Специалист в области энергетического обследования (энергоаудитор)».

    Определение профессионального стандарта дано в Федеральном законе № 236 от 3 декабря 2012 г.: «Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности». Понятие квалификации разъяснено в этом же документе: «Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» [1].

    В 2014 году в России было утверждено 403 профессиональных стандарта. Эти документы разрабатываются по должностям (профессиям) или по группам родственных должностей (профессий) с учётом базовых технологических компетенций, общих для них. Профессиональные стандарты должны послужить основой для разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения работников и установления их квалификационных уровней.

    Профессиональные стандарты разных стран различаются и по структуре, и по содержанию. В некоторых из них описаны трудовые функции и входящие в них действия, в то время как в другие дополнительно включены описания компетенций, а в третьи – только перечень требуемых компетенций. Эти отличия обусловлены разным пониманием термина «компетенция» и принятым в каждой стране макетом профессионального стандарта [2].

    Следует также обратить внимание на то, что, с одной стороны, существует классификация профессий на рынке труда, а с другой – имеется перечень направлений, по которым ведётся обучение будущих профессионалов, и эти два классификатора не идентичны. К примеру, справочник профессий DOT [3] содержит около 17 500 наименований, Международный стандартный классификатор занятий ISCO [4] включает в себя порядка 1500 профессий, в то время как количество направлений обучения в разных странах составляет от 250 до 350.

    Профессиональные стандарты как стимул для интеллектуального капитала

    31 марта 2014 года Распоряжением Правительства РФ № 287-р был утверждён комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов. Контроль реализации этого плана поручен Минтруду России. Комплексный план включает в себя разработку профессиональных стандартов, их независимую профессионально-общественную экспертизу и применение на период 2014–2016 гг., в частности:

    – подготовку законопроекта, регулирующего вопросы проведения независимой оценки профессиональных квалификаций работников как одного из важнейших элементов системы профессиональных квалификаций;

    – формирование центров сертификации, сеть которых будет образована на базе аналогичных центров, созданных работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. [5];

    – создание информационной системы на базе действующих информационных ресурсов в сфере рынка труда, а также выполнение мероприятий по методическому и информационному обеспечению, включая обучение разработчиков профессиональных стандартов.

    План содержит как общесистемные мероприятия, так и меры по созданию и актуализации классификаторов, реестров и перечней видов профессиональной деятельности, связанных с разработкой профессиональных стандартов. Его выполнение позволит создать условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций. В разработке профессиональных стандартов участвуют федеральные органы исполнительной власти, общероссийские объединения работодателей и профсоюзы.

    Для чего необходимы профессиональные стандарты? Среди потенциальных областей их применения – подбор кадров, планирование и нормирование труда, решение задач по развитию систем управления персоналом, сертификация персонала и оценка уровня квалификации работников. Это что касается производства, а со стороны системы образования перспектива применения профстандартов видится в разработке согласованных образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей. Отразится их применение и на сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Можно говорить о том, что перед профессиональной стандартизацией стоят задачи создания открытого профессионального саморазвивающегося сообщества, построения конкурентного и прозрачного рынка труда специалистов, решения проблем управления кадровыми ресурсами.

    Что касается энергетики и топливно-энергетического комплекса, то Министерством энергетики разработан проект дорожной карты «Обеспечение ТЭК России человеческим капиталом», и немаловажная роль в этой дорожной карте отведена подготовке профессиональных стандартов по приоритетным для отраслей ТЭК инженерно-техническим и рабочим специальностям. Предусмотрено развитие образовательных программ в вузах, ссузах и в области корпоративного обучения на основе требований профессиональных стандартов. К 2020 году доля образовательных программ, учитывающих требования к профессиональным компетенциям, в общем количестве программ среднего и высшего профессионального образования должна составить не менее 50 % по специальностям, по которым действуют профессиональные стандарты [6].

    Профессиональные стандарты «Специалист в области энергетического обследования (энергоаудитор)» и «Специалист энергослужбы (энергохозяйства) предприятия и организации»

    Инициатором в разработке двух профессиональных стандартов выступило Межрегиональное межотраслевое объединение работодателей «Федеральная Палата энергосбережения, энергоэффективности и энергобезопасности» (ФПЭ) совместно с Всероссийским профессиональным союзом работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, а разработчиками – Московский энергетический институт, Московский институт энергобезопасности и энергосбережения и саморегулируемая организация в области энергетического обследования НП «МЦЭЭиВИЭ».

    Проект профессионального стандарта «Специалист в области энергетического обследования (энергоаудитор)» разработан с целью формирования общей стратегии развития рынка труда и системы образования в сфере энергетического обследования (энергоаудита) в Российской Федерации, в том числе в целях планирования различных траекторий образования, ведущих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту работников. Данный проект составлен в соответствии с проектом макета профессионального стандарта и проектом методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и направлен на рассмотрение в Минтруд России.

    В феврале 2015 года ФПЭ выдвинула инициативу разработки российского профессионального стандарта «Специалист энергослужбы (энергохозяйства) предприятия и организации». Министерством труда и социальной защиты рассмотрено уведомление о создании профессионального стандарта, и инициатива разработки одобрена. Срок предоставления проекта стандарта установлен до 1 декабря 2015 года. Указанный профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям руководителя и специалистов энергослужбы (энергохозяйства) предприятий и организаций, изложенные в виде структурированных характеристик их деятельности. Он будет использоваться в целях установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству деятельности организаций и предприятий; проведения сертификации, оценки квалификации руководителя и специалистов энергослужбы (энергохозяйства); разработки образовательных стандартов; формирования программ обучения, в том числе программ повышения квалификации в организациях; разработки учебно-методических материалов к образовательным программам.

    Стандарт является межотраслевым, он сможет применяться к кандидатам на замещение должностей руководителя и специалистов энергослужбы (энергохозяйства) организации и/или реально действующего руководителя и специалистов энергослужбы (энергохозяйства) организаций любых организационно-правовых форм. Исключения для применения стандарта могут составлять организации, деятельность которых подлежит специальному регулированию.

    Одной из важных особенностей документа является то, что разработчики определяют требования к квалификации руководителя и специалистов энергослужбы с учётом уровня сложности и состава энергохозяйства предприятий и организаций. Принятие стандарта будет способствовать надёжной и безопасной эксплуатации энергетического оборудования и энергокоммуникаций предприятия и организации, обеспечению безопасного проведения работ, соблюдению правил охраны труда обслуживающим персоналом, определению трудовых функций и уровня квалификации каждого специалиста, разработке и ведению необходимой производственной документации по вопросам внедрения различных мероприятий в целях бесперебойного и качественного снабжения всеми видами энергии и топлива, проведению единой технической политики эксплуатации, технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования, выполнению расчётов потребности энергетических ресурсов для производственных целей.

    Оба разрабатываемых стандарта конкретизируют функции, связанные с внедрением мероприятий по рациональному использованию энергии и топлива, а также организации обучения, инструктирования, проверки знаний и допуска к самостоятельной работе специалистов, повышению эффективности их работы одновременно с уровнем знаний и умений, уточнению их обязанностей, прав и ответственности.

    От обучения – к эффективной деятельности

    Формирование единых согласованных требований работодателей к образовательному сообществу необходимо сегодня в условиях модернизации ТЭК. Это позволит определить перспективы развития отрасли с её профессионально-квалификационной стороны и сформулировать требования к профессиональным компетенциям для дальнейшей их интеграции в систему образования. Разработка профессиональных стандартов в энергетике ведётся в соответствии с приоритетными производственными процессами и видами трудовой деятельности с привязкой к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Это даёт возможность в рамках конкретных бизнес-процессов (технологических или производственных) разрабатывать вертикально-интегрированные профессиональные стандарты с учётом всех квалификационных уровней.

    Такой подход позволяет говорить о том, что профессиональный стандарт станет именно тем необходимым документом, который будет служить повышению эффективности подготовки кадров, профориентации, планирования карьеры и управления персоналом. Поэтому законодательная работа в этом направлении ориентирована на формирование основ отраслевой системы, содержащей информацию о прогнозах потребности предприятий и существующих квалификациях и компетенциях на рынке труда. Достижение нужного уровня качества специалистов напрямую связано с повышением производительности труда, ускорением внедрения новых технологий и сокращением связанных с этим издержек – то есть с эффективностью всего производства в целом.

    Профессиональные стандарты составят ядро национальной системы квалификаций. Система также предусматривает синхронное применение таких элементов, как отраслевые рамки квалификаций, система признания (сертификации) квалификаций, соответствующие классификаторы и др. В качестве методологической основы разработки и функционирования национальной системы квалификаций предполагается введение Национальной рамки квалификаций, которая будет представлять собой системное и структурированное по уровням описание квалификаций, признаваемых на национальном и международном уровнях [7]. Национальная рамка квалификаций должна стать главным инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования, то есть средством обеспечения взаимосвязи результатов обучения и реализации специалиста в его профессиональной деятельности.

    Независимо от того, для какой отрасли разрабатываются те или иные профессиональные стандарты, необходимо придерживаться единых методологических подходов к их разработке. Не стоит забывать о том, что на первом месте стоит потребность работодателей в подготовленных, конкурентоспособных кадрах.

    Полные тексты разработанных профессио- нальных стандартов размещены на официальном сайте Минтруда www.profstandart.rosmintrud.ru с возможностью поиска по различным видам деятельности.

    Литература

    1. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению. – М.: Стандартинформ, 2012. – 52 с.

    2. Башмаков И. А., Башмаков В. И. Повышение энергоэффективности в бюджетной сфере / / Энергосбережение. – 2012. – № 5. – С. 12–17.

    3. Подгорный И. И. Энергосбережение в бюджетной сфере: опыт и предложения по распространению энергосберегающих технологий. – М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2007. – 28 с.

    4. Конев А. Специфика и отличия международного и российского стандартов / / Энергоэффективность и энергосбережение. – 2012. – № 5. – С. 5–6.

    5. Хохлявин С. А. Нужен ли нам ГОСТ Р ИСО 50001-2012, устанавливающий стандарты энергоменеджмента? [Электронный ресурс]. Код доступа: www.academdpo.ru/nuzhen-li-nam-gost-r-iso-50001-2012-ustanavlivayushhij-standarty-energomenedzhmenta.

    6. Троицкий А. А. Энергоэффективность как фактор влияния на экономику, бизнес, организацию энергоснабжения / / Электрические станции. – 2005. – № 1. – С. 11–16.

  • © «Московский институт энергобезопасности и энергосбережения»
    Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
    Политика в отношении персональных данных
    Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство ПИ № ФС77-28742

    webmaster: webmaster@endf.ru